Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Читательские интересы подростков

Читательские интересы подростков: понятие, факторы формирования, характеристика

Интересы – термин, используемый для обозначения предпочтений человека в разных областях деятельности. В структуре культурных интересов личности выделяются и читательские интересы, отражающие потребности в сфере чтения.

На становление и развитие читательских интересов влияют разные факторы, ведущим из которых является культура чтения.

Определение 1

Культура чтения – это совокупность компетенций, которые позволяют легко ориентироваться в информации, осуществлять ее поиск и отбор, а также использовать в целях самообучения и саморазвития.

В основе культуры чтения лежит формирование ценностного отношения к книге, а также читательские компетенции, которые касаются способностей к восприятию и пониманию текста, его осмыслению, созданию собственных речевых произведений с опорой на прочитанный текст.

Подростковое чтение предстает как особый социокультурный феномен, обусловленный ситуацией, в которой находится современный молодой человек. С одной стороны, мы наблюдаем демократизацию и гуманизацию образовательной среды, развитие индивидуального подхода к удовлетворению познавательных и культурных потребностей, цифровизацию многих процессов деятельности. С другой стороны, отмечаются и негативные процессы: увеличивается разрыв между поколениями, меняются ценностные ориентации, обедняются общение и социальные связи, а также меняются особенности сознания подростков, которые тяготеют к «клиповому» мышлению и визуальной культуре.

В этой ситуации читательские интересы подростков характеризуются следующими качествами:

  1. Разноплановость чтения: подростков интересует различная литература, в том числе научно-популярная и нон-фикшн.
  2. Ориентация на литературную «моду»: подростки читают то, что актуально и современно, находится в сфере литературного «мейнстрима».
  3. Связь читательских предпочтений с массовой культурой.
  4. Низкая избирательность читательских запросов, «всеядность» (подросток готов читать любую литературу, которая вызывает интерес, независимо от ее качества).
  5. Уменьшение количества времени, которое тратится на чтение.
«Читательские интересы подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В круг чтения современных подростков входит различная литература:

  1. Произведения, относящиеся к школьной программе по литературе, причем эти книги зачастую вызывают слабый читательский интерес.
  2. Популярные произведения жанров фантастики, фэнтези, юмористическая литература.
  3. Комиксы и графические романы, манги.
  4. Научно-популярные книги (энциклопедии, справочники).
  5. Журналы для подростков.

Постепенно подростковое чтение перемещается в онлайн-пространство: подростки предпочитают электронные книги бумажными, поэтому большую популярность приобретаю электронные библиотеки, книжные порталы. Многие подростки предпочитают не читать книгу, а слушать ее в записи, поэтому среди читателей 11-16 лет много тех, кто регулярно слушает аудиокниги разных авторов.

Изучение читательских интересов подростков в библиотеке

Несмотря на общее падение интереса к чтению русской классики, подростки продолжают читать и посещать библиотеку для знакомства с книжными новинками, поэтому необходимо изучать их читательские интересы, учиться управлять ими и развивать культуру чтения.

Изучение читательских интересов подростков является важным направлением деятельности библиотеки. Для этого используются следующие формы работы:

  1. Анкетирование, в ходе которого выявляются читательские предпочтения, оценивается круг чтения подростков, проблемы, которые связаны с чтением, а также мероприятия и формы библиотечной работы, интересные и востребованные у подростковой аудитории.
  2. Беседы с сотрудниками при записи в библиотеку, в ходе обслуживания на абонементе. Такие беседы носят неформальный, доверительный характер, поэтому библиотекарь имеет возможность дать подростку совет относительно выбора книги для чтения, получить от него отзыв о прочитанной книге, что помогает наладить коммуникацию между библиотекарем и читателем.
  3. Рекомендательные беседы, сопровождающие библиотечные выставки. Библиотекари стремятся популяризировать фонд через выставочную деятельность, поэтому подростков необходимо заинтересовать выставкой, порекомендовать книги, представленные на экспозиции, пробудить читательское любопытство. Чтобы понять, востребована ли выставка, можно использовать формы обратной связи: тетрадь отзывов, «дерево пожеланий», «письмо в библиотеку» и иные формы получения обратной связи от юных читателей.
  4. Библиографические обзоры, которые проводятся с целью ознакомить подростков с какой-либо литературой из фонда. Во время таких обзоров задача библиотекаря состоит в том, чтобы получить ответную реакцию от читателей, понять, какие книги им интересны, что влияет на их выбор.

Изучение подросткового чтения помогает, с одной стороны, комплектованию библиотеки, пополнению ее фондов востребованной и привлекательной для юных читателей литературой, а с другой – стимулирует библиотеку искать новые пути и формы работы с подростками.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot