Библиотека в системе некоммерческого маркетинга
Понятие некоммерческого маркетинга содержит в себе некое противоречие, связанное с тем, что маркетинг представляет собой область деятельности, нацеленную на повышение прибыли путем интенсификации процессов продвижения услуг и товаров.
Такое понимание маркетинга представляется узким, не учитывающим процессы, лежащие в основе изучении спроса и его удовлетворения. Поэтому в настоящий момент актуальным является такой взгляд, при котором маркетинг рассматривается не только как сфера коммерческого действия, но и как область социально-этической деятельности, направленной на изучение общественных потребностей и поиск путей их удовлетворения.
С появлением маркетинговых концепций в управлении библиотекой возникло стремление сделать ее частью рыночной экономики, что не привело к желаемым результатам. Специфика библиотеки заключается в том, что она осуществляет не коммерческие, а социокультурные функции и не ставит перед собой непосредственную цель извлечения прибыли из осуществляемой деятельности.
В связи с этим библиотечный маркетинг - это управленческая концепция, которая предполагает построение эффективного обслуживания населения с помощью системы постоянного мониторинга информационных, культурных и досуговых потребностей потенциальных и действующих читателей.
Преимущества, предоставляемые использованием маркетинговых стратегий, заключаются в том, что они позволяют библиотеке реализовывать целый ряд функций:
- Помогают осуществлять прогнозирование деятельности с помощью эффективных методов оценки и планировать направления работы с учетом изменяющихся условий.
- Способствуют росту популярности библиотеки, востребованности ее услуг и развитию имиджа.
- Формируют условия для освоения новых видов услуг, необходимых пользователям, и способствуют лучшей адаптации к изменениям.
Принципы некоммерческого маркетинга в деятельности библиотеки
Система деятельности библиотеки, учитывающая принципы некоммерческого маркетинга, основывается на следующих аспектах:
- Осознание потребности пользователя – информационной, культурной, образовательной, досуговой – как фактора развития и роста библиотечных процессов.
- Учет специфики пользовательских потребностей, обусловленных их воспитанием, образованием, мировоззрением, системой ценностей, и признание за каждым права на их удовлетворение.
- Взаимодействие между библиотекой и пользователями, основанное на свободном взаимном обмене, при котором удовлетворение потребности в информации предполагает ответную реакцию в виде повышения социального статуса и значимости библиотеки в глазах пользователя.
- Приоритетность самостоятельного выбора пользователя в процессе поиска информации, пользования библиотечными ресурсами и формами досуговой деятельности.
Некоммерческая направленность деятельности библиотеки не исключает получение финансовой прибыли от оказываемых услуг, однако в данном случае увеличение финансирования не является самоцелью, выступая дополнительным, но не основным видом деятельности. Например, при расширении спектра услуг, которые оказывает библиотека, возможно оказание части их на возмездной основе (копирование информации, набор и распечатка текста и проч.). Однако стратегическая задача библиотеки – бесплатное и доступное информационное обслуживание, которое выступает как основа деятельности сотрудников.
В системе других учреждений культуры (например, театров, музеев, галерей и проч.) библиотека как социальный институт выполняет важную функцию в сфере некоммерческого маркетинга: она изучает информационные запросы и вырабатывает наиболее эффективные формы их удовлетворения, способствуя интеллектуальному, культурному и образовательному развитию пользователей.
С этим связано и изменения представлений о читательской аудитории. Теперь библиотеку интересует не абстрактный читатель, взятый вне его интересов и социального статуса, а конкретные целевые группы пользователей, выявлению и изучению которых уделяется большое внимание. Библиотечное обслуживание дифференцируется и специализируется в соответствии с нуждами конкретных групп пользователей, что позволяет сделать библиотечные услуги адресными и востребованными.
Индивидуализация пользовательских потребностей приводит библиотеку к формированию такого стратегического плана развития, который отличается гибкостью и изменчивостью, высокой приспособляемостью к меняющимся интересам и потребностям пользователей. Это же фактор стимулирует библиотеку быстрее развиваться, осваивая новые формы работы. Например, так в практику были внедрены обслуживание удаленных пользователей, электронная доставка документов, оформление онлайн-подписок на информационные ресурсы и так далее.
Таким образом, некоммерческий маркетинг – управленческая стратегия, позволяющая организовать эффективную работу библиотеки по обслуживанию населения.