Библиотечное обслуживание: понятие и принципы
Библиотечное обслуживание - это удовлетворение различных запросов пользователей (информационных, познавательных, культурных, досуговых) путем использования библиотечных ресурсов: документационных, технических, кадровых.
Библиотечное обслуживание представляет собой основное содержание деятельности массовой библиотеки, его показатели (количество выполненных запросов и проведенных мероприятий, прирост постоянных пользователей, степень удовлетворенности пользователей оказанными услугами) позволяют оценить эффективность и качество библиотечного обслуживания.
Библиотечное обслуживание основывается на следующих принципах:
- открытость и доступность информационных ресурсов библиотеки;
- обеспечение равного доступа к информации для разных категорий пользователей;
- изучение и анализ потребностей и запросов читателей;
- оперативность и своевременность оказания запрашиваемых услуг;
- полнота и информативность предоставленных ресурсов;
- учет индивидуальных особенностей и читательских интересов пользователей;
- сочетание научного и творческого подходов к реализации профессиональной деятельности.
Библиотечное обслуживание: основные формы и методы
Библиотечное обслуживание осуществляется в двух основных формах:
- Индивидуальное обслуживание.
- Массовое (групповое или фронтальное).
Индивидуальное обслуживание осуществляется в процессе книговыдачи на абонементе, в читальном зале, также в форме индивидуального информирования, рекомендательной беседы или выполнения информационного запроса / подготовки библиографической справки.
Наиболее востребованы в современной библиотеке массовые формы работы, которые подразделяются на несколько типов:
- Аналитико-критические, основанные на оценке и обсуждении каких-либо книг. К ним можно отнести коллективные обсуждения произведений, читательские конференции, читательские диспуты и круглые столы. Это достаточно трудоемкие формы массовой работы, поскольку они требуют длительной подготовки как со стороны библиотекаря, так и со стороны читателей. К несомненным достоинствам этих форм можно отнести их коммуникативную направленность, свободный характер, атмосферу диалога. Однако существуют и недостатки, связанные с тем, что для многих читателей сложно выразить свое мнение публично, сформулировать свою точку зрения и отстоять ее.
- Иллюстративные, к которым можно отнести литературные композиции и вечера, встречи с интересными людьми, публичные чтения. Литературные композиции представляют собой традиционные формы знакомства читателей с творчеством поэтов и прозаиков. Обычно в их проведении задействуют визуальную и аудиальную составляющую. Так, чтение стихов сопровождается музыкальным сопровождением, красочными иллюстрациями, электронными презентациями или просмотром видеофрагментов.
- Рекомендательные, включающие презентации новых книг, библиографические обзоры, демонстрации буктрейлеров. Создание буктрейлеров - новая и перспективная форма работы, к которой можно привлечь и заинтересованных читателей. Буктрейлеры представляют собой аннотации в видеоформате, посвященные какой-либо книге. Это короткие (от полутора до пяти минут) видеоролики, в которых видеоряд сопровождается текстом или закадровым комментарием, содержащим оценку произведения, его героев, основных тем и проблем.
- Игровые, связанные с проведением различных видов развлекательных и командно-соревновательных мероприятий: викторин, квестов, конкурсов и проч. Особенно востребованы эти формы в работе с детьми и подростками. Они позволяют сделать процесс знакомства ты с книгой и библиотекой более динамичным и увлекательным.
Важной частью массовой работы является организация досуговой деятельности в библиотеке. Она может осуществляться на базе кружков и клубов по интересам, которые носят познавательную, краеведческую, творческую, художественную направленность. Кружковая и клубная работа позволяет удовлетворить познавательные и творческие потребности пользователей, способствует их коммуникативному развитию и формированию информационной культуры. Также она помогает организовать досуговую деятельность, соответствующую духовным запросам читателей.
В практике библиотечной работы используются и формы опосредованной рекомендации изданий. Так, например, устраиваются бенефисы читателей, проводятся различные акции, флешмобы, «Библионочь», которые призваны привлекать читателей в библиотеку, знакомить с ее ресурсами и направлениями деятельности.
Библиотечное обслуживание, осуществлять с помощью разнообразных форм и методов, помогает библиотеке реализовать свою общественную миссию как информационно-культурного центра.