Конверсия библиотечных продуктов и услуг
Конверсия в бизнесе – это показатель, отражающий процентное соотношение между числом потенциальных клиентов (посетителей, пользователей) и числом фактических действий, которые они совершают, таких как покупка товаров или услуги, подписка на рассылку, заполнение форм и т. д.
Этот показатель является ключевым для оценки эффективности маркетинговых и бизнес-стратегий.
В библиотечной сфере конверсия обретает особый смысл. Здесь конверсия означает превращение потенциальных читателей или пользователей библиотеки в активных читателей, исследователей, пользователей информационных ресурсов.
Основное отличие конверсии в библиотечной сфере заключается в том, что здесь не всегда измеряется финансовый результат. Библиотеки стремятся не только к числовым показателям, но и к образовательной и культурной ценности для общества.
Виды конверсии в библиотечных услугах включают:
- Конверсия в читателей – это превращение посетителей библиотеки в активных читателей. Этот вид конверсии может включать в себя регистрацию читателей, выдачу библиотечных карточек, их активное использование.
- Конверсия читателей в исследователей: в этом направлении библиотеки могут содействовать формированию исследовательских навыков у пользователей, что способствует их активному участию в научной деятельности.
- Конверсия читателей в пользователей электронных ресурсов, когда библиотеки предоставляют доступ к электронным базам данных и онлайн-ресурсам, и конверсия здесь может измеряться числом пользователей, активно пользующихся этими ресурсами.
Формы реализации конверсии в библиотеке:
- Обучение читателей и информационная помощь, что способствует формированию интереса к библиотечным ресурсам.
- Маркетинг и продвижение информационных ресурсов для привлечения пользователей и повышения их активности в библиотеке.
- Инновации и развитие технологий и сервисов, которые могут привлечь новых пользователей и удержать существующих.
Методы оценки конверсии в библиотечном обслуживании
Методы оценки конверсии в библиотечном обслуживании представляют собой приемы измерения параметров, значимых для определения превращения посетителей библиотеки в постоянных читателей, читателей – в пользователей электронных ресурсов и проч.
К методам оценки конверсии в библиотеке можно отнести:
- Ведение статистики посещений и регистрации – один из наиболее распространенных способов измерения конверсии в библиотека.
- Анализ использования ресурсов, то есть оценка того, как часто и какие информационные ресурсы используются пользователями, позволяет измерить интерес к библиотечным коллекциям.
- Опросы пользователей, то есть проведение анкетирования пользователей для выявления их потребностей, уровня удовлетворенности и оценки качества предоставляемых услуг.
- Сбор обратной связи и комментариев пользователей через различные каналы связи (электронную почту, социальные сети) для анализа и улучшения обслуживания.
Анализ количественных и качественных параметров оценки библиотечной конверсии предполагает учет ряда показателей, измеримых в определенных единицах, а также показателей, отражающих качественные изменения в процессе библиотечного обслуживания.
Количественные параметры оценки включают:
- Конверсионную воронку, то есть оценку процесса превращения посетителей в активных пользователей библиотеки через такие этапы, такие как регистрация, выдача материалов, использование ресурсов. В конченом счете показатель демонстрирует, сколько новых пользователей становятся постоянными читателями библиотеки.
- Показатели использования ресурсов – анализ количества выдачи книг и других материалов библиотекой.
Качественные параметры предполагают оценку уровня удовлетворенности (изучение мнения пользователей о качестве обслуживания, доступности ресурсов и культурной ценности библиотеки), а также анализ поведения пользователей, оценку их читательских предпочтений, запросов, предложений по улучшению работы библиотеки.
Использование результатов анализа конверсии в улучшении библиотечной практики направлено на развитие следующих механизмов библиотечного обслуживания:
- Персонализация услуг для пользователей, придание им адресного характера.
- Оптимизация ресурсов, наиболее востребованных пользователями.
- Обучение персонала с целью повышения уровня библиотечного сервиса.
Оценка конверсии в библиотечном обслуживании является неотъемлемой частью управления библиотечной практикой. Разнообразные методы количественного и качественного анализа позволяют библиотекам более точно понимать потребности пользователей и улучшать качество услуг, что содействует развитию библиотечной сферы и повышению ее ценности для общества.