Библиотечно-библиографическое обслуживание, его цели и виды
Развитие информационного общества неизбежно ведет к усложнению процессов, связанных с обработкой информации. Это, в свою очередь, обусловливает общественную потребность в информационной поддержке, помощи в нахождении и получении необходимых сведений. Помимо информационных ресурсов когнитивного характера, современный человек также нуждается в коммуникации, реализации творческого потенциала, релаксации, приобщении к духовным и культурным ценностям. Всего этого можно достичь при грамотной организации библиотечно-библиографического обслуживания, направленного на удовлетворение актуальных образовательных, культурных иных потребностей пользователей.
Библиотечно-библиографическое обслуживание представляет собой один из компонентов библиотечного обслуживания, которое представляет собой совокупность процессов, связанных с доведением до читателей информации библиографического характера.
Библиотечно-библиографическое обслуживание складывается из нескольких составляющих:
- Оказание услуг библиографического характера, например, помощь в составлении списка литературы или нахождения книги в каталоге.
- Информирование пользователей о библиографической продукции библиотеки и ее роли в популяризации фонда.
- Повышение библиографической культуры через специально организованные форматы работы с пользователями в рамках консультаций, обучающих тренингов, семинаров, практикумов.
Осуществляясь в различных формах, библиографическое обслуживание может охватывать как отдельных пользователей, так и их группы на спорадической или регулярной основе. При этом конкретное содержание библиографического обслуживания определяется целями и задачами, которые стоят перед пользователем в связи с поиском информации:
- Справочное обслуживание, касается удовлетворения каких-либо единичных или постоянных запросов, касающихся фактографических данных.
- Профессиональное библиографическое обслуживание касается информирования в какой-то области (отрасли), которая представляет для пользователя интерес в профессионально-трудовой сфере.
- Специализированное обслуживание осуществляется по отельным категориям запросов, которые могут быть удовлетворены только с помощью особых условий и средств фонда (например, запросы на литературу для слепых и слабовидящих, выполнение запросов по редким книгам фонда).
- Обучающие услуги, которые библиотека оказывает читателям, желающим овладеть навыками библиографического описания, поиска с использованием инструментов СБА, а также навыками работы с электронными библиографическими ресурсами и базами данных.
- Виртуальное обслуживание, которое осуществляется с использованием программного обеспечения и телекоммуникационных сервисов.
Библиотечно-библиографическое обслуживание: основные направления работы в современных условиях
В настоящее время в условиях открытости библиотеки, ориентации ее на работу с разными категориями пользователей, а также использованием в работе технологий Интернета особенно актуальными становятся такие виды библиографического обслуживания, как специализированное, виртуальное, профессиональное. Также востребован формат обучающих мероприятий, которые позволяют пользователям освоить практические механизмы работы с СБА.
Среди основных направлений информационно-библиографического обслуживания на сегодняшний день можно выделить:
- Развитие сервисов электронной библиографической справки, суть которых заключается в том, что информация справочного характера принимается, обрабатывается и выдается пользователем через Интернет, посредством удаленного обслуживания.
- Создание электронных каталогов с возможностью свободного доступа к ним через Интернет, чтобы пользователь, находящийся в любой точке мира, мог иметь доступ к актуальным данным о документах.
- Пополнение полнотекстовых электронных баз данных для расширения возможностей обращения к первоисточникам библиографического описания.
- Создание сервисов индивидуального и коллективного библиографического информирования онлайн.
- Выпуск онлайн-продукции библиографического характера в виде интерактивных указателей литературы, списков источников по теме, библиографических пособий, тематических дайджестов.
- Проведение семинаров, практикумов, лекционных заданий по темам, связанным с использованием СБА в поиске и обработке документов.
Данные направления работы отражают следующие тенденции в развитии информационно-библиографического обслуживания:
- Возрастание доли цифровых ресурсов в общем объеме документного фонда библиотеки
- Развитие сервисов виртуального обслуживания без привязки пользователя к конкретной локации.
- Появление специализированных форм обслуживания, формирование адресной, профильной направленности у системы библиографического информирования.
- Изменение способа и формата предоставления библиографических продуктов и услуг.
- Переориентация системы библиографического обслуживания на работу с разными категориями пользователей – от младшего возраста до старшего за счет внедрения различных форм и способов библиографического информирования.
Таким образом, современные направления в сфере информационно-библиографического обслуживания отражают общие тенденции развития библиотек в сторону многопрофильного характера деятельности и широкого применения электронных ресурсов.