Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обеспечение библиотеками права граждан на доступ к информации

Обеспечение библиотеками права граждан на доступ к информации

Библиотеки выступают как важнейшие социокультурные институты информационного общества, основная цель деятельности которых состоит в реализации миссии, направленной на удовлетворение потребностей пользователей в информационных ресурсах, сведениях, источниках знаний. В связи с этим обеспечение права доступа к информации, хранящейся в фондах библиотеки, является приоритетной задачей библиотечного обслуживания, а реализация равноправия при доступе к информационным источникам и свободы их использования становятся частью работы по совершенствованию системы библиотечного обслуживания.

Определение 1

Под обеспечением библиотеками права граждан на доступ к информации понимают совокупность процессов, которые связаны с реализацией свободного библиотечно-информационного обслуживания через предоставление читателям возможности безвозмездно использовать информационно-документные ресурсы библиотеки для удовлетворения их запросов в той или иной области знаний.

Цели обеспечения равного доступа к информации обусловливают важность достижения задач социокультурной миссии библиотеки:

  1. Развитие информационной культуры пользователей.
  2. Приобщение читателей к культурно-историческим ценностям и научным знаниям.
  3. Развитие творческого и интеллектуального потенциала индивида, помощь в формировании культуры самообразования, саморазвития, досуга.
  4. Сохранение и трансляция культурного наследия, содержащегося в информационно-документных источниках.
  5. Продвижение книги и традиций чтения в массы.

Современное библиотечно-информационное обслуживание базируется на следующих принципах, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам:

  1. Равенство пользователей независимо от их социального, имущественного положения, возраста, идеологии или состояния здоровья.
  2. Наличие одинаковых условий и возможностей для реализации информационных потребностей.
  3. Открытость информационных источников и их доступность для пользователя, которая обеспечивается организацией открытых зон хранения фонда, предоставлением доступа к ресурсам справочно-библиографического аппарата, развитие сервисов удаленного обслуживания с помощью ресурсов Интернета и современных цифровых технологий.
  4. Объединение (интеграция) ресурсов и технологических возможностей библиотек и информационно-библиотечных центров для расширения спектра предоставляемых пользователю услуг и возможности доступа к разным источникам сведений.
  5. Формирование имиджа библиотеки как современного информационного центра, обеспеченного цифровыми технологиями доступа к достоверной научной и общественной информации, востребованной и актуальной в различных областях деятельности.
«Обеспечение библиотеками права граждан на доступ к информации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Направления информационно-библиотечного обслуживания по реализации доступа к информации

Для обеспечения гражданам права на свободный доступ к информации и фондам библиотека проводит работу в нескольких направлениях:

  1. Совершенствованием механизмов использования фондов, направленное на развитие и продвижение источников информации в читательской среде.
  2. Развитие библиотечного обслуживания через совершенствование его видов, например, путем продвижения сервисов электронной доставки документов, использования электронного каталога, полнотекстовых баз данных и иных ресурсов и сервисов Интернета.
  3. Приумножение цифровых фондов для создания полноценных электронных библиотек цифровых ресурсов, позволяющих неограниченному числу пользователей получать доступ к одному и тому же ресурсу, работать с ним параллельно без необходимости посещать библиотеку.
  4. Создание единого библиотечно-информационного фонда литературы национального масштаба для использования его в целях работы с населением.
  5. Развитие направлений деятельности, которые связаны с повышением информационной культуры пользователей, их компьютерной и цифровой грамотности, позволяющих активно включаться в работу по использованию электронных сервисов библиотек.
  6. Развитие направлений, связанных с обеспечением библиотечным обслуживанием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием обслуживания на дому, электронной доставки документов, а также с помощью создания доступной среды в библиотеках путем развития библиотечной инфраструктуры и архитектуры.
  7. Использование инновационных форм массовой работы, позволяющих библиотеке «выйти в город» (акции «Как пройти в библиотеку?», «Читающий дворик», «Читающий троллейбус» и проч.).
  8. Совершенствование библиотечно-библиографической деятельности и системы СБА для полноценного информирования читателей о новинках литературы, профильных изданиях и иных видах информационных ресурсов, востребованных пользователями.

Благодаря этим направлениям работы современных библиотек удается поддерживать достаточно высокий уровень обеспеченности информационными ресурсами пользователей крупных и средних городов и сельских поселений. Однако в малых селах, в труднодоступной местности проблема информационного обслуживания в целом и доступа к библиотечным услугам и продуктам, в частности, все еще остается острой. Ее решение возможно через организацию внестационарных форм обслуживания пользователей, развитие цифровых сервисов, компьютеризацию сельских поселений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot