Характеристика техногенных опасностей
Человек и его среда обитания испытывают на себе негативное воздействие не только естественных опасностей. Сам человек в процессе своей деятельности оказывает непрерывное воздействие на эту среду, создавая тем самым техногенные и антропогенные опасности.
Техногенными называются опасности, которые возникают в процессе функционирования технических объектов. Причина их возникновения связана с деятельностью людей, обслуживающих эти объекты.
Они по-разному воздействуют на человека и могут быть механическими, физическими, химическими, психофизиологическими.
Как правило, техногенные опасности возникают в результате:
- Каких-либо неисправностей в технических системах;
- Дефектов, имеющихся в технических системах;
- Неправильной эксплуатации технических систем;
- Образования отходов при эксплуатации технических систем.
Все неисправности технических систем, а также нарушение режимов их работы приводят к травмоопасным ситуациям, которые в ограниченном пространстве действуют кратковременно и спонтанно. Возникнуть они могут при каких-либо авариях, катастрофах, взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Результатом воздействия травмоопасных факторов является гибель людей, очаговые разрушения природной среды и техносферы. Длительное их воздействие может стать причиной профессиональных заболеваний.
Как правило, хозяйственная деятельность человека связана с наличием отходов промышленного, сельскохозяйственного производства, работы средств транспорта, использование разнообразного топлива при получении энергии и др. Отходы в виде материальных и энергетических потоков поступают в среду обитания человека в виде выбросов в атмосферу, гидросферу, литосферу.
К выбросам энергетических потоков относятся:
- Механическая энергия – шум, вибрация;
- Тепловая энергия;
- Электромагнитные поля;
- Воздействие радионуклидов, ионизирующих излучений.
Рельсовый транспорт, тяжелый автотранспорт, строительные машины и механизмы, технологическое оборудование ударного действия относятся к опасным источникам вибрации. Промышленное оборудование предприятий, транспортные средства создают ещё и шумовые опасности.
Тепловое загрязнение создают ТЭС и АЭС.
Зоны и уровни опасностей зависят от количественных и качественных показателей отходов. Если человек попал в зону действия технических систем, то, тем самым, подверг себя техногенной опасности. К опасным зонам относятся, например, транспортные магистрали, промышленные зоны, зоны излучения передающих устройств – радио и телевидение. От характеристик технических систем и времени пребывания в опасной зоне будет зависеть уровень опасного воздействия. Уровни опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.
Таким образом, получается, что техногенная опасность – это не что иное, как состояние, внутренне присущее технической системе, транспортному или промышленному объекту.
Возникают техногенные опасные ситуации в результате аварий и сопровождаются самопроизвольным выходом энергии или вещества в окружающую среду.
При загрязнении техносферы отходами критериями её безопасности выступают предельно допустимые концентрации (ПДК) того или иного вещества. В РФ действует свыше $1900$ ПДК вредных химических веществ для водоёмов, для атмосферного воздуха действует более $500$ ПДК и для почв – более $130$ ПДК. Человечество, достигшее высокого уровня цивилизации, за свою жизнедеятельность расплачивается техногенным риском, который необходимо свести к минимуму или обеспечить себе техногенную безопасность.
Важно сказать, что для жизнедеятельности человека техногенные опасности проявляются при возникновении необходимых и достаточных условий возникновения происшествия, к сожалению, это происходит достаточно часто. В появлении одного из условий происшествия возникает его предпосылка, а само событие связано с появлением одного из условий предпосылки к происшествию – признаком опасности.
Последствия воздействия техногенных опасностей на природную среду
Окружающая человека природная среда всегда была для него источником существования, и в течение длительного времени человеческая деятельность не ощущалась так серьезно. С развитием промышленного производства человек стал внедряться в природу всё глубже и брать всё больше, не сильно беспокоясь о последствиях своей деятельности. Наша цивилизация потрудилась «на славу», загрязнив природную среду отходами производства, выбросами вредных веществ сельского хозяйства, городского коммунального хозяйства, транспорта. Загрязнение природы приобрело глобальный характер и поставило человечество на грань экологической катастрофы.
Добывая к концу $XX$ века около $100$ млрд. тонн разных полезных ископаемых, человечество возвращало биосфере более $200$ млн. тонн углекислого газа, $146$ млн. тонн сернистого газа, $53$ млн. тонн оксидов азота и других вредных химических соединений. Кроме этого побочными продуктами деятельности предприятий было загрязнено $32$ млрд. куб. м неочищенных сточных вод. Это были отрицательные последствия бурного развития химической промышленности. Выброс химических соединений продолжает увеличиваться. К совершенно непредвиденным последствиям приводит замена естественных материалов на синтетические, попадание которых в естественную среду меняет их биологические циклы.
Например, при попадании в водоём обычного мыла, в основе которого лежат природные соединения – жиры – вода прекрасно самоочищается, в то время как фосфаты, содержащиеся в моющих средствах, приводят к гибели водоёма из-за размножения сине-зеленых водорослей.
Именно химия и нефтехимия стала источником разнообразных токсичных веществ – органические растворители, альдегиды, амины, оксиды серы и азота, соединения фосфора и ртути. Только одни заводы азотных удобрений ежесуточно выбрасывают до $5$ тонн оксидов азота. Предприятия по производству шин загрязняют атмосферу стиролом, толуолом, ацетоном.
Цветная металлургия вносит свой вклад, загрязняя биосферу диоксидом серы и, являясь вторым загрязнителем после теплоэнергетики. В ходе переработки цинка, меди, свинца в атмосфере планеты оказываются газы диоксида серы, трихлорида мышьяка, хлорида и фторида водорода.
Нефть и нефтепродукты стали основными источниками загрязнения почв и поверхностных вод. Ежегодно в акватории морей и океанов оказывается до $10$ млн. тонн нефтепродуктов. Ущерб, наносимый живым организмам, колоссальный. К загрязнителям поверхностных вод относятся детергенты – синтетические моющие средства и пестициды, поступающие с сельскохозяйственными стоками с полей. Свыше $500$ тыс. различных веществ оказывается в водоёмах и среди них тяжелые металлы – свинец, ртуть, цинк, медь, кадмий. Они накапливаются в донных отложениях, тканях рыб и водорослях.
Чрезвычайно опасно и радиоактивное заражение воды.
Показатели качества поверхностных вод резко ухудшаются и в связи с термическим загрязнением. Промышленные стоки изменяют температурный режим водоёмов и основными источниками этих загрязнений являются электростанции, сталепрокатные цехи, химические и целлюлозно-бумажные предприятия. К основному мировому ресурсу питьевой воды относятся грунтовые воды, на качество которых огромное влияние оказывает деятельность человека.
Источниками их загрязнения являются:
- Удобрения и пестициды;
- Выгребные ямы и отстойники;
- Система канализации;
- Свалки мусора и санитарные поля фильтрации;
- Скважины и колодцы;
- Трубопроводы, проходящие под землей;
- Разливы токсичных веществ;
- Кладбища и могильники;
- Отходы добывающей промышленности и др.
Непродуманная деятельность человека приводит к уничтожению почвенного покрова, изменению его состава. Основными источниками загрязнения почвы являются не только промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и коммунальные хозяйства городов. Бытовой и строительный мусор, пищевые отходы, фекалии, разлагающиеся и гниющие на свалках, а то и в городской черте, являются источниками разных заболеваний.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Любую чрезвычайную ситуацию техногенного характера желательно предупредить.
Под предупреждением понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, с целью максимального уменьшения риска, снижение ущерба, а также материальных и человеческих потерь.
В связи с этим в России принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС :
- Разработать и реализовать правовые и экономические нормы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- Осуществить целевые научно-технические программы, предупреждающие ЧС;
- Обеспечить готовность органов управления, сил и средств к действиям, предназначенным для предупреждения и ликвидации ЧС;
- Сбор, обработка, обмен и выдача информации в этой области;
- Прогноз и оценка последствий, а также подготовка населения к действиям в ЧС;
- Создание резервных фондов как финансовых, так и материальных, с целью ликвидации ЧС;
- Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения от ЧС;
- Ликвидация ЧС;
- Проведение мероприятий по социальной защите пострадавшего населения и лиц её ликвидирующих;
- Соблюдение прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
- Международное сотрудничество в этой области.
На основании утвержденного Положения РСЧС имеет $5$ уровней подчиненности и состоит из территориальных и функциональных подсистем:
- Федеральный уровень подчиненности;
- Региональный уровень подчиненности;
- Территориальный уровень подчиненности;
- Местный уровень подчиненности;
- Объектовый уровень подчиненности.
Для предупреждения и ликвидации ЧС в субъектах РФ создаются территориальные подсистемы РСЧС. Они находятся в пределах административных границ и состоят из звеньев, которые соответствуют административно-территориальному делению субъекта. Функционирование территориальных подсистем РСЧС, их задачи, состав сил и средств определяются Положениями об этих формированиях. Положение утверждается соответствующими органами государственной власти субъектов.
Федеральные органы исполнительной власти создают функциональные подсистемы (ФП) РСЧС. Их задача заключается в защите населения и территорий от ЧС в соответствующих отраслях экономики им порученных. Порядок их деятельности определяется руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Эта деятельность согласуется с Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ликвидация последствий аварий с ядерным оружием утверждается Правительством РФ.
Каждый из пяти уровней РСЧС имеет координирующие и постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС, имеет органы повседневного управления, имеет силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов.