Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совокупность и классификация опасностей

Общие понятия об опасностях

Узловым понятием БЖД является опасность.

Определение 1

Опасность – это определенная ситуация, сложившаяся в той среде, в которой обитает человек, а при определенных условиях в этой среде могут возникнуть факторы, способные привести к нежелательным последствиям и для человека и для окружающей среды.

Как правило, опасности носят открытый или скрытый характер и таятся во всех системах, которые имеют энергию, химически или биологически активные компоненты и характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности. Понятие «опасность» стоит в одном ряду с такими основополагающими категориями, как «жизнь», «сознание», «страдание», «успех», «труд», «радость». Понятие достаточно сложное, но с точки зрения норм русского языка его определяют однозначно. Словарь С.И. Ожегова опасность трактует как возможность, угрозу чего-нибудь опасного.

Опасный, значит способный навредить, принести горе. Опасность может являться результатом действия негативных факторов на какие-либо объекты. Это может быть резкое изменение состояния среды – природной, хозяйственной, социальной, политической, техногенной, способной в результате изменения принести вред. Надо сказать, что под понятием «опасность» предполагается не само несчастье, а его потенциальная возможность. На практике часто путают опасность и её реализацию. Безусловно, опасность может стать фактом жизни, т.е. реализоваться, тогда из потенциального состояния она переходит в негативное событие – стихийное бедствие, аварию, катастрофу и др.

Определение 2

То негативное событие, которое стало результатом реализации опасности и явилось причиной возникновения чрезвычайной ситуации, называется её источником.

Замечание 1

Источниками могут быть опасные природные явления, техногенные катастрофы, инфекционные болезни, современные средства поражения и др. В России термин «источник опасности» официально стандартизирован и по ГОСТ Р $22.10.01$-$2001$её источником называется явление, процесс или объект, который может служить причиной причинённого ущерба.

«Совокупность и классификация опасностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Опасность выражается через две взаимосвязанные стороны – субъект и объект опасности, которые могут быть составляющими одного и того же явления или предмета. Например, авария на промышленном предприятии, возникшая по внутренним причинам. В данном случае предприятие выступает в качестве субъекта и объекта опасности одновременно. Опасность можно представить, правда, условно, в $2$-х формах – форма вызова и форма угрозы.

Определение 3

Вызов – ряд обстоятельств, которые порождают гипотетическую опасность, в перспективе переходящую в непосредственную опасность.

Например, всегда существует такая опасность как падение на Землю космического мусора, метеоритов, глобального изменения климата, создание новых видов оружия, генно-инженерные модификации и др. Очень важно уметь осознавать вызовы для того, чтобы своевременно принять меры, предотвращающие переход опасности в форму угрозы.

Угрозы относятся к более распространенным формам опасностей, границы между которыми довольно условны. Четко разделить угрозы и вызовы между собой достаточно трудно. На практике более распространенной формой опасности является угроза. Опасности имеют свои характеристики, одной из которых является риск.

Определение 4

Риск – это степень опасности, возможность того, что весь ход событий, действия и результаты деятельности могут привести к отрицательным последствиям.

Риск, характеризующий степень опасности, является её мерой. Чтобы оценить риск, нужны количественные показатели, обеспечивающие сравнимость степени опасности тех или иных видов деятельности, оценку состояния безопасности жизнедеятельности на конкретной территории. В принципе, любая деятельность человека является потенциально опасной. В действующих ныне системах абсолютная безопасность невозможна и, отвергая концепцию абсолютной безопасности, мир пришел к концепции приемлемого риска. Суть его заключается в такой безопасности, которую в данный период приемлет общество.

Специалисты выделяют $3$ зоны индивидуального риска:

  1. Зона приемлемого риска – это допустимое значение индивидуального риска для населения независимо от формы деятельности;
  2. Переходная зона – индивидуальный риск летального исхода;
  3. Верхняя зона – неприемлемый риск, подразумевающий шанс смерти.

Классификация опасностей

Существующие классификации опасностей, а их несколько, носят исследовательский характер, поэтому имеют свои недостатки, а вся их совокупность структурируется по группам.

Группы классификации:

  1. По происхождению – опасности могут быть естественные, техногенные, антропогенные, экологические, военные, политические, комбинированные;
  2. По времени их проявления – постоянные, периодические, эпизодические, мгновенные;
  3. По своей локализации опасности могут быть связаны с атмосферой, гидросферой, литосферой, космосом;
  4. Различаются они и по последствиям – травмы, заболевания, аварии, пожары, летальные исходы;
  5. По проявлениям – это бытовые, дорожно-транспортные, производственные, военные, спортивные;
  6. По своей структуре могут быть простые опасности и сложные;
  7. Пассивные и активные по характеру воздействия;
  8. По видам потоков в жизненном пространстве выделяют энергетические, массовые, информационные опасности;
  9. По величине потоков – это допустимые опасности, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные;
  10. По времени возникновения опасности могут прогнозироваться или возникать спонтанно;
  11. По длительности воздействия – постоянные, переменные, кратковременные;
  12. Негативное воздействие по объектам – воздействие на человека, воздействие на природную среду, воздействие на материальные ресурсы, опасности комплексного воздействия;
  13. По количеству людей, подверженных опасному воздействию – индивидуальные опасности, коллективные, массовые;
  14. По площади зоны воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные;
  15. Вид зоны воздействия – помещение, какая-либо территория;
  16. Способность людей идентифицировать опасность – ощущаемые, неощущаемые;
  17. Вид негативного воздействия опасности – вредные, травмоопасные;
  18. Вероятность воздействия – потенциальные, реальные, реализованные.

Все имеющиеся классификации опасностей характеризуются разной степенью разработанности. Они, как правило, охватывают отдельные группы опасностей и строятся с учетом определенных признаков – среда развития, генезис, механизм развития опасных процессов, масштабы проявления опасностей, характер их воздействия и др. Единообразие в перечне опасностей отсутствует. Авторы в основном предлагают системы соподчиненных понятий – классы, типы, группы, виды, которые выделяются на основе общих признаков объектов и их связей, а не классификации опасностей.

Классификация опасностей и их описание требуют довольно широкого подхода, потому что от выбора правильного решения и эффективных мер зависит обеспечение безопасности. Институт геоэкологии РАН, учитывая эти требования, разработал общую классификацию техногенно-природных и природных процессов и явлений. Часть этой классификации, которая касается только природных процессов, приводится в монографии под общей редакцией В.А. Владимирова «Природные опасности и общество». Все опасные явления в ней группируются по классам, группам и типам. Среда, в которой происходит формирование и развитие опасных процессов и явлений, является ведущим признаком выделения классов.

Замечание 2

Например, для природных процессов и явлений выделяется $3$ класса процессов – атмосферные, литосферные, гидросферные, которые можно в дальнейшем дополнить другими классами процессов – планетарными, космическими и др. По характеру причин и условиям развития в этих классах выделяют $3$ группы процессов – естественные, антропогенные, комбинационные. Точно также гидросферные процессы подразделяют на $2$ подгруппы – морские и континентальные. Континентальные процессы, в свою очередь, делятся на типы – процессы и явления шельфа, склонов морей и океанов, морских вод и течений, поверхностных вод.

Современная цивилизация научилась предсказывать некоторые катастрофы и даже успешно им противостоять. Чтобы действовать против природных процессов необходимо хорошо их знать – как они возникают, каков механизм их действия, условия распространения. Загадкой остаются ещё многие явления и процессы, происходящие в среде обитания человека, а образовательная область безопасности жизнедеятельности способствует получению знаний о природе возникновения и развития опасных природных процессов, аварий, катастроф, в какой бы сфере они не происходили.

Культура безопасности жизнедеятельности

Замечание 3

Современная цивилизация находится в условиях глобального кризиса, а это значит, что вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, становятся всё более актуальными. Недопущение общепланетарного кризиса невозможно ограничить только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Потребностью каждого человека и общества в целом должно стать обеспечение безопасности окружающей среды. Задача достаточно сложная и может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Замечание 4

Культура безопасности человека есть не что иное, как уровень его потребности в получении и применении знаний с целью обеспечения безопасности.

Культура безопасности предполагает:

  1. Наличие знаний, способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. Сформированное мировоззрение;
  3. Навыки и умения безопасного поведения;
  4. Экологические и природоохранные представления человека, лежащие в основе снижения рисков жизнедеятельности.

Содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает:

  1. Мотивацию;
  2. Знания, представления, образы;
  3. Умения, навыки, практический опыт;
  4. Творчество;
  5. Самоконтроль.

Мотивация в данном случае является стремлением не только предвидеть, но и предупредить вредные и опасные факторы, сократить их отрицательные последствия. Желание совершенствовать свой практический опыт, личностные качества, готовность к самоконтролю в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности знания, представления, образы, являются системой достоверных научных знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности. Достоверные знания о причинах их возникновения, характере влияния на человека, об ошибках людей при столкновении с этими вредными факторами. Важными будут житейские знания и представления о безопасности из собственного и чужого практического опыта. Художественные образы, чувства, представления успешного и неудачного поведения людей в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности умения, навыки, практический опыт включает:

  1. Готовность к безопасной жизнедеятельности;
  2. Умение и желание получать новые знания об опасности и безопасности;
  3. Умение оказывать помощь другим в опасных ситуациях;
  4. Учиться на опыте других;
  5. Желание делиться своим опытом безопасного поведения;
  6. Умение использовать средства с учетом характера опасности;
  7. Умение правильно действовать в опасных и экстремальных ситуациях.

Для разработки новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения важно творчество, а самоконтроль, как важная составляющая в системе безопасности, предполагает адекватный пошаговый, прогностический самоконтроль при профилактике и преодолению опасных и вредных факторов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot