Анализ и исследование дорожно-транспортных происшествий
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
С хем а В А Д С
С реда движения
В
Д
о р о га
од ител ь
В заи м о д ей ств и е ко м п о н ен то в си стем ы В А Д С
А в то м о б и л ь
В о д и тел ь
М ы ш ечная си стем а
П одсознание
Д о р о га
С реда
движения
С ознание
О р ган ы ч у в с тв
Остановочный путь – путь, проезжаемый автомобилем с момента
возникновения опасности до остановки.
VА2
SО ( t1 t 2 0,5t 3 )VА
(м)
2j
где: t 1 = нормативное время реакции водителя на опасность в данной
дорожно-транспортной ситуации, с;
t 2 – время запаздывания тормозной системы автомобиля, с;
t З – время нарастания замедления автомобиля при экстренном
торможении, с;
VА – скорость движения автомобиля до начала торможения, м/с;
j – замедление при экстренном торможении автомобиля в данных
дорожных условиях, м/с2,
2
g
м/с
=
9,81
– ускорение свободного
j g (м/с2)
падения;
– коэффициент сцепления шин с дорогой.
(м)
Анализ и исследование дорож нот ранспорт ны х происшест вий
Порядок учет а ДТП в РФ.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УЧЕТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ОБ
ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Постановление
правительства
от 19возникшее
сентября в2020
г. N 15020)
«Дорожно-транспортное
происшествие»
– РФ
событие,
процессе
движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены
транспортные средства, груз, сооружения или причинен иной материальный ущерб.
Признаки, по которым происшествия с участием транспортных средств могут быть отнесены к
дорожно-транспортным:
- транспортное средство находится в движении;
- негативные последствия, связанные с движением транспортного средства в виде гибели, ранения
людей и (или) причинения какого-либо материального ущерба.
ДТП также представляет собой отказ в функционировании системы «водитель – автомобиль –
дорога – среда движения».
I. Общие полож ения
« Автомобильная дорога» - объект транспортной инфраструктуры,
предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя
земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и
расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное
полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения,
являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения,
искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и элементы
обустройства автомобильных дорог. К автомобильным дорогам приравнивается
улично-дорожная сеть городов и населенных пунктов (Правила учета ДТП).
« Улично-дорож ная сеть» - система объектов капитального
строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их
состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты,
туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для
движения транспортных средств и пешеходов.
« Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для
движения транспортных средств полоса земли либо поверхность
искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько
« Транспортное средство» - устройство, предназначенное для
перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на
нем (устройство на колесном ходу категории L, М, N, О, велосипед с
двигателем, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина,
мотоблок, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых
животных) – (Правила учета ДТП).
« Транспорт ное средство» - устройство, предназначенное для
перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на
нем. - ПДД РФ
« Погибший» – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного
происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих
суток;
« Ранены й» - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии
телесные повреждения, обусловившие его лечение в медицинских
организациях в стационарных условиях на срок не менее одних суток либо в
амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара;
3. Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия,
произошедшие на территории Российской Федерации.
4. Учет сведений о дорожно-транспортных происшествиях осуществляется:
органами внутренних дел Российской Федерации;
владельцами автомобильных дорог;
владельцами транспортных средств.
Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожнотранспортных происшествиях, получивших медицинскую помощь в
медицинских организациях
5.
В
государственную
статистическую
отчетность
по
дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о
дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены
люди. (Отчетные ДТП)
Дорожно-транспортные происшествия без пострадавших, только с
материальным ущербом, относят к категории не отчетных, и сведения по
ним не поступают в государственную статистическую отчетность.
6. В официальную статистическую информацию по дорожнотранспортным происшествиям включаются сведения только о дорожнотранспортных происшествиях, произошедших на автомобильных дорогах
общего пользования, в которых ранены либо погибли люди.
7. В официальную статистическую информацию не включаются
сведения о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших:
а) во время проведения на специально подготовленных территориях
официальных спортивных мероприятий по автомобильному или
мотоциклетному спорту (соревнования, тренировочные и другие
мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием
спортсменов), культурно-зрелищных или иных публичных мероприятий с
использованием при их проведении транспортных средств, когда
получили ранения или погибли зрители, участники и персонал,
обслуживающий эти мероприятия, а также при постановочных действиях
при съемках фильмов либо проведении театрализованных мероприятий;
б) в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
в) при выполнении транспортными средствами технологических и (или)
производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов
(прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, рубка
лесных насаждений, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт,
опор и других работ);
г) вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации
транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при
сцепке - расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений), в
том числе при осуществлении ремонта (технического обслуживания)
транспортных средств, установленных органами, уполномоченными
рассматривать дела об административных правонарушениях, органами
предварительного расследования преступлений или судом;
д) в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье
граждан или действий, направленных на причинение имущественного
ущерба, установленных органами, уполномоченными рассматривать дела
об административных правонарушениях, органами предварительного
расследования или судом;
е) в результате падения пассажиров внутри движущихся транспортных
средств категорий М2 и М3, а также трамваев, троллейбусов,
осуществляющих перевозки пассажиров в городском и пригородном
сообщении, независимо от наступивших для их жизни и здоровья
последствий, при отсутствии нарушений правил дорожного движения или
правил эксплуатации транспортного средства со стороны водителей,
управлявших такими транспортными средствами, а также других участников
дорожного движения при условии, что не погибли и (или) не получили ранения
иные участники этих происшествий, не повреждены транспортные средства,
груз
или
сооружения,
установленных
органами,
уполномоченными
рассматривать дела об административных правонарушениях, органами
предварительного расследования или судом;
ж) в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством либо умышленным
причинением вреда своему здоровью или действиями, совершенными в
состоянии невменяемости, которые установлены органами, уполномоченными
рассматривать дела об административных правонарушениях, органами
предварительного расследования или судом;
з) вследствие смерти лица от последствий различных заболеваний
(инфаркта, инсульта, простудных, инфекционных и других заболеваний), а
также острых отравлений, подтвержденных выводами судебно-медицинской
экспертизы либо исследования трупа об отсутствии прямой причинноследственной связи между установленными (имеющимися) телесными
повреждениями и наступлением смерти;
и) в результате умышленных действий лица (или группы лиц), при этом
получившего ранение либо погибшего, направленных на остановку
транспортного средства либо воспрепятствование движению транспортного
средства, установленных органами, уполномоченными рассматривать дела об
административных
правонарушениях,
органами
предварительного
расследования или судом;
к) в результате действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять
принудительную остановку транспортных средств.
10. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются
открытыми для опубликования, за исключением сведений, составляющих
охраняемую законом тайну, и размещаются на официальном сайте
Госавтоинспекции, входящем в состав аппаратно-программного комплекса
III. Учет дорож но-т ранспорт ны х происшест вий
владельцами т ранспорт ны х средст в
17. Владельцы транспортных средств учитывают произошедшие на территории
Российской Федерации дорожно-транспортные происшествия с участием
транспортных средств, находящихся у них в эксплуатации, независимо от места их
совершения.
18.
Форма
учета
дорожно-транспортных
происшествий
владельцами
транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской
Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской
Федерации.
19. Владельцы транспортных средств сверяют сведения о дорожно- транспортных
происшествиях с участием транспортных средств, находящихся у них в
эксплуатации, с информацией о дорожно- транспортных происшествиях
Министерства внутренних дел Российской Федерации на официальном сайте
Госавтоинспекции, входящем в состав аппаратно-программного комплекса
"Официальный
интернет-сайт
МВД
России",
в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" либо посредством единой системы
межведомственного электронного взаимодействия. Периодичность проведения
Первичны е документ ы по учет у ДТП:
1. Справка по ДТП. Содержит основные сведения по конкретному
ДТП:
- дата, время и место ДТП;
- характеристика участка дороги, где произошло ДТП (перегон,
перекресток, спуск, подъем, кривая в плане и т. п.);
- ширина проезжей части, тип и состояние дорожного
покрытия;
- краткое описание обстоятельств ДТП;
- сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП;
- сведения о пострадавших в ДТП;
- данные о водителях, участвовавших в ДТП;
2. Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия,
протокол осмотра места совершения административного правонарушения.
Составляется в присутствии 2-х понятых. Фиксируются результаты
осмотра места ДТП, транспортных средств с указанием их внешних
повреждений. Указываются технические средства, применяемые при
осмотре места происшествия, видео и фотосъемки места ДТП и что было
изъято в места ДТП в качестве ценностей и вещественных доказательств.
3. Схема места дорожно-транспортного происшествия, (схема
к протоколу осмотра места происшествия или места ДТП.
4. Протокол осмотра и проверки технического состояния
транспортного средства.
5. Объяснение участников ДТП.
6. Акт медицинского освидетельст вования водителя на
предмет алкогольного и наркотического опьянения.
7. Телеф онограмма из лечебного учреждения, куда были
доставлены пострадавшие в ДТП.
Методы анализа ДТП
Вероят ностны й
(ст ат ист ический)
Детерминированны й
А н ал и з Д Т П
Кол ичественны й
Качеств енны й
С тати сти ка Д Т П
То п о гр аф и ч ес ки й
Единичное Д ТП
Стат истика ДТП в РФ за 2020 год:
2009 год
Всего ДТП
– 137662
(203618 – 32%)
Погибло
– 15788 чел.
(27650
– 43%)
Раненые Социальный риск – 10,8 погибших в год на 100 000 жителей.
– 175170 чел.
(255484 – 31%)
(19/100000 жит. 2009 год)
Коэффициент тяжести
– 7,4 (10,8)
(9,8
– 24%)
Качест венны й анализ ДТП
Цель: Определить основные причины ДТП.
По составляющим системы ВАДС (водитель – автомобиль – дорога – среда
движения).
Водитель
~ 85%
Автомобиль
~ 1%
Дорога
~ 20%
Пешеход
~ 12%
Топограф ический анализ ДТП
Цель: Выявить очаги аварийности (места концентрации ДТП) на уличнодорожной сети.
1. Карта ДТП (ГИБДД).
2. Линейный график аварийности (Дорожные организации, ГИБДД).
3. Ситуационный план очага аварийности (Дорожные организации,
Федеральны й закон « О безопасност и дорож ного
движ ения»
№ 196Стат
– ФЗ
от ФЗ
10.12.1995 г.
ья 20
(Принят государственной думой 15.11.1995 г.)
1.
Юридические
лица
и
индивидуальные
предприниматели,
осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность,
связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля,
обеспечивающими
непрерывную,
некорректируемую
регистрацию
информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о
режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими
транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств
тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их
работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями,
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда
и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников
автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих
безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и
нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных
средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения
предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию
водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств
требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные
средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих
безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по
№196 – ФЗ (ст. 20, п. 2, 3)
2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или
поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими
требований безопасности дорожного движения.
3.
Юридические
лица,
осуществляющие
перевозки
автомобильным
и
наземным
городским
электрическим
транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах
действующего законодательства Российской Федерации о
безопасности дорожного движения могут устанавливать
специальные правила и предъявлять к водителям транспортных
средств
дополнительные
требования
для
обеспечения
безопасности дорожного движения.
Виды расследования ДТП.
Служ ебное расследование.
Проводят должностные лица автотранспортных предприятий по ДТП с участием принадлежащих
предприятию транспортных средств, должностные лица дорожных организаций, если при осмотре
места ДТП зафиксировано неудовлетворительное содержание участка дороги, государственные
комиссии, назначаемые для расследования ДТП с особо тяжкими последствиями.
Цель – установить причины внутреннего характера, т. е. выявить недостатки в работе
транспортных, дорожных организаций, которые способствовали и сопутствовали ДТП, и разработать
план мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Администрат ивное расследование.
Проводят органы дознания ГИБДД и суды.
Цель – установить виновника ДТП и привлечь его к административной ответственности.
Уголовное расследование.
Проводят следователи МВД, следственного комитета России и суды.
Цель – установить виновника ДТП и привлечь его к уголовной ответственности .
Ответственность для должностных лиц и участников дорожного движения,
виновных в ДТП (уголовная).
Водитель
Должностные лица
Пешеход, пассажир
– ст. 264 УК РФ (состоит 6-ти частей, «мах» срок 15 лет).
– ст. 266 УК РФ (состоит 3-х частей, «мах» срок 7 лет).
– ст. 268 УК РФ (состоит 3-х частей, «мах» срок 7 лет).
С луж ебное расслед ование Д ТП в А Т П
С ведения о
вод ителе
и его р аб о те
в АТП
Д анны е по
обслуж иванию
и рем онту
ав то м о б и л я
Сведения об
о р ган и зац и и
п ер ев о зо ч н о го
процесса
Устан о в л ен и е о бстоятел ь ств Д Т П
С о с тав л ен и е акта с л у ж еб н о го
р ассл ед о в ан и я Д Т П
4.1. Уст ановление в автот ранспорт ном
предприят ии обстоятельст в, сопутст вовавших и
способст вовавших возникновению ДТП
При
служебном
расследовании
должны
быть
выявлены
организационно-технические и другие недостатки в работе
автотранспортного предприятия, послужившие причиной ДТП или
оказавшие влияние на него, а также установлены должностные лица,
ответственные за нарушение правил, инструкций и приказов по
обеспечению безопасности дорожного движения и за выявленные
недостатки. При этом главное внимание необходимо сосредоточить на
проверке деятельности всех служб предприятия и выявлении
обстоятельств, связанных с их деятельностью и прямым или
косвенным образом способствовавших возникновению ДТП. С этой
целью лицо, проводящее служебное расследование путем изучения
соответствующей документации и получения устных или письменных
Данны е по водителю:
1. Организована ли ежегодная учеба водителей.
2. Когда водитель-участник ДТП проходил учебу.
3. Кто и когда последний раз инструктировал водителя.
4. С какими нормативными и инструктивными документами водитель
ознакомлен.
5. Соблюдается ли режим труда и отдыха водителя.
6.
Когда
в
последний
раз
водитель
проходил
медицинское
освидетельствование.
7. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, то при каких
обстоятельствах и когда он употребил спиртные напитки.
8. Подвергался ли водитель предрейсовому медконтролю, как и с помощью
какого прибора.
9. Налажен ли контроль за работой водителей на линии.
10. Общий стаж работы водителя, разрешенная категория управления
транспортным средством, стаж работы на данном предприятии, данном
транспортном средстве.
Транспорт ное средст во
12. Когда и кем в последний раз проводилось техническое обслуживание
транспортного средства, какие неисправности и дефекты были обнаружены и кем
установлены.
13. Кто и какими методами проверял техническое состояние транспортного
средства при выпуске на линию и возврате.
Организация перевозок в АТП
14. Соблюдаются ли правила перевозки людей и грузов.
15. Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы транспорта
данного предприятия, применялись ли меры по устранению недостатков в
обустройстве дорог и организации движения, нормировались ли скорости
движения.
16. Правильно ли оформляются путевые листы и другие товарнотранспортные документы.
17. Нужен ли контроль за выполнением правил оформления путевых листов,
исключающих возможность самовольного использования транспортных средств.
18. Принимаются ли меры к установлению местонахождения транспортных