Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности
Огромное количество пожаров, которые сопровождаются потерями людей, ежегодно ликвидируются на территории нашей страны, в результате чего материальный ущерб составляет миллиарды рублей.
По статистике 70-75 % возникающих пожаров приходятся на жилой сектор, где причиной пожаров, чаще всего, является человеческий фактор.
На предприятиях причинами пожаров становятся нарушения, которые допускаются еще на этапе проектирования и строительства зданий; производственным персоналом не соблюдаются элементарные меры ПБ и обращение с огнем в процессе работы (например, при сварочных работах), некорректное поведение при возникновении возгорания, использование электрооборудования и электроустановок; эксплуатация в производственном процессе неисправного оборудования; отсутствие или неисправность стационарных и первичных средств тушения пожара.
Одной из важнейших задач МЧС России считается усовершенствование ПБ, повышение эффективности ведомственной пожарной охраны, а также повышение для всех групп населения по стране самой культуры безопасности, приведение, в соответствии с требованиями действующего законодательства, пожарной охраны объектов и предприятий, а так же нормативной базы по ПБ.
Конституция РФ и федеральные законы - это основа законодательства в этой сфере.
С другой стороны, большое количество нормативных документов затрудняет их использование в сфере обеспечения ПБ - более 2 тыс. нормативных документов, содержащих около 150 тыс. требований в области ПБ. Дело в том, что эти документы имеют отличный друг от друга юридический статус, поэтому встречаются документы, дублирующие друг друга. Конечно, это значительно усложняет применение документов собственниками объектов защиты и надзорными органами.
- В 1994 г. впервые в России был введен в действие Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
- Далее, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и ряд других федеральных законов и поправок в законы.
- Затем, 1 мая 2009 г. вступил в действие Федеральный закон от 2 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который направлен на устранение противоречий и пробелов в существующей законодательной и нормативно-правовой базе, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения ПБ при проектировании и строительстве зданий и сооружений, регламентирует критерии оценки соответствия объектов защиты требованиям ПБ, требования, применяемые к производственным объектам, пожарной технике, продукции общего назначения. Впервые в отечественной практике в качестве критерия обеспечения ПБ установлен допустимый пожарный риск для различных объектов защиты.
Согласно техническому регламенту о ПБ всякий объект защиты обязан иметь систему обеспечения ПБ, целью создания которого представляется обеспечение ПБ людей при пожаре и защита имущества.
Система обеспечения ПБ с помощью определенного комплекса мероприятий обеспечивает нормативный уровень безопасности людей и предотвращает возможность причинения вреда (в результате пожара) третьим лицам. В соответствии с правом собственника комплекс мероприятий при пожаре по защите имущества осуществляется им в добровольном порядке.
Технический регламент определяет суть технического регулирования в области ПБ - установление в нормативных правовых актах и нормативных документах требований по ПБ. К нормативно-правовому акту относится технический регламент, устанавливающий требования ПБ, которые обязательны для исполнения.
К нормативным документам по ПБ относятся стандарты, нормы, правила, инструкции и технические условия, содержащие рекомендуемые положения, обеспечивающие достижение целей и реализацию принципов обеспечения ПБ, сформулированных в техническом регламенте. Нормативные документы по ПБ устанавливают рекомендуемые положения по обеспечению ПБ и могут использоваться как доказательная база соответствия требованиям технического регламента.
Обеспечение ПБ объекта
Обеспечение ПБ объекта считается достигнутым:
- когда требования ПБ, установленные техническим регламентом, выполнены в полном объеме и используются положения рекомендуемых нормативных документов по ПБ.
- или, когда не превышаются допустимые значения пожарного риска, которые установливает технический регламент
Риск оценивается с помощью расчетных методов прогнозирования динамики опасных факторов пожара и определения времени эвакуации людей в зону безопасности, физико-химических свойств и показателей пожарной опасности веществ и материалов для моделирования динамики опасных факторов пожара.
Во многих статьях технического регламента дана отсылочная норма и предписана необходимость руководствоваться другими нормативными документами, к числу которых относятся своды правил, правила ПБ и национальные стандарты.
Эти документы наполняют требования, содержащиеся в техническом регламенте, являясь его доказательной базой, обеспечивая потребительские качества и конкурентные преимущества продукции и развитие научно-технического прогресса. Кроме того, в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации, приняты соответствующие постановления, а МЧС России изданы приказы и распоряжения по утверждению порядка и методик по реализации отдельных положений законодательства.
В итоге, можно заключить, что законодательная база РФ в области ПБ ещё нуждается в систематизации и оптимизации.