Понятие «стратегия банка» и её содержание
Понятие «стратегия банка» можно рассматривать с различных позиций.
В первую очередь её необходимо раскрывать как концептуальную основу деятельности коммерческого банка, определяющую главные цели и задачи, а также направления по их достижению. Банковская стратегия должна служить ориентиром при принятии основных решений, которые имеют отношение к перспективным в будущем рынкам, банковским продуктам и услугам, организационной и функциональной структурам, показателям доходности, рентабельности и степеням рисков.
Таким образом, стратегия кредитной организации – это основа существующей многосторонней системы менеджмента в банковской сфере, которая способствует принятию правильных и качественных управленческих решений на всех этапах. Банковская стратегия основывается на разработанных целях, являющихся средством и механизмом достижения высоких результатов деятельности.
Формирование стратегии банка отображено на рисунке 1.
Рисунок 1. Этапы формирования банковской стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Другое понятие «банковская стратегия» предполагает цепь последовательных, целенаправленных и управляемых воздействий, позволяющих перевести кредитное учреждение в новое качественное состояние. Различается множество банковских стратегий, которые используются в банках и являются объектом стратегического планирования.
Выделим некоторые из их числа на рисунке 2.
Рисунок 2. Функциональные составляющие банковской стратегии
В недалёком прошлом главным в развитии банковского бизнеса являлось внедрение новых продуктов и услуг, а в настоящее время борьба стратегий это главное при ведении конкуренции в этой сфере.
Классификация видов банковской стратегии и их содержание
Банковская стратегия делится на две части: постоянную (главные положения и миссия) и периодически, в зависимости от меняющихся факторов, обновляемую. Циклически обновляемая часть стратегии кредитной организации – это пакет взаимосвязанных стратегий второго эшелона, который чувствителен к изменениям окружающей среды.
Две взаимозависимые части банковской стратегии должны привести к новому уровню прибыльности банка, которая является конечной целью каждого вида стратегии (рисунок 3).
Рисунок 3. Взаимосвязь основных видов стратегий банка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Банк России выдвигает всем коммерческим банкам обязательное условие, которое включает разработку качественной и адекватной стратегии их развития. Такие альтернативы основываются на методах реализации стратегии развития банка, т.е. совокупности его действий в пределах определенного сценария развития.
Схематично стратегию развития можно представить на рисунке 4.
Рисунок 4. Основные направления, используемые в стратегии развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наличие отдельных элементов сценарного подхода в стратегии развития банков одобряется ЦБ РФ. Банк России рассматривает такую тенденцию, как как часть оценки банка основанной на внедрении сценарных подходов. При этом стратегические задачи развития банков обязаны включать решение задач по повышению управляемости и контролю, наблюдению за эффективностью принятых решений и соответствию разнообразных управленческих воздействий для определения финансового состояния банка.
Другой вид стратегии – стратегия управляемого роста предполагает, что при развитии банка должны сохраняться главные приоритеты и направления деятельности, при этом темпы роста должны носить умеренный характер. Это будет обеспечивать медленное наращивание размеров банковских операций, связанных с развитием продуктовой корзиной банка.
Фокусированное развитие банка – следующий вид банковской стратегии, которая предусматривает специализацию кредитного учреждения на опорных видах банковских операций и сделок (флагманские продукты и услуги) или обслуживают определённый круг клиентуры, относящейся к конкретным отраслям экономики (отраслевые банки).
Стратегия фокусирования позволяет банку сосредоточить свои усилия на узком сегменте либо операций, либо клиентов.
Банки должны правильно отобрать единственную основную стратегию и придерживаться её, т.к. невозможно добиться успехов, пытаясь объединить стратегию дифференциации с использованием низких банковских расходов при предоставлении определённых продуктов и услуг.
Модель генерических стратегий имеет достаточно широкую известность. Однако, в данном виде имеются серьёзные практические недоработки, т.к. увеличиваются банковские риски.
Стратегия привлечения инвесторов похожа на стратегию фокусированного развития с той лишь разницей, что в данном случае увеличение собственного капитала происходит за счёт размещения дополнительного выпуска акций. Преимуществом такого вида стратегии является быстрое приведение банка в соответствие требованиям Банка России по размеру собственного капитала.
Условия успешного внедрения стратегии банка
Главные условия успешной реализации банковской стратегии:
- адекватное содержание, подходящее как внешним, так и внутренним факторам среды банка;
- адекватные мероприятия при реализации утверждённой стратегии.
Стратегические цели банка должны, в первую очередь, приводить к наиболее важным параметрам развития в обозримом будущем (период от 3 до 5 лет):
- росту или снижению объемов в оказании отдельных операций или сделок;
- динамике доходов по активам и собственному капиталу;
- изменению доходности от консультационных и т.д. услуг.
В тактических целях с учётом конкурентной среды, которые утверждены на краткосрочный характер (до года), наиболее точно определены показатели по достижению намеченного размера прибыли или рентабельности и т.д.
Для успешного внедрения стратегии банка должно быть грамотно проведено стратегическое планирование , этапы которого представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Стратегическое планирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проведение анализа и прогнозирования являются предварительными фазами (этапами) стратегического планирования. При их проведении должна обеспечиваться первая часть выполнения банковской стратегии – адекватность стратегии условиям внешней и внутренней среды.
Второй частью успешного выполнения банковской стратегии является – адекватность мер в ходе осуществления банковской политики (совокупности мероприятий при проведении банковской стратегии) и тактики (организационная структура банка, подготовка внутренних документов, формирование процедур принятия решений и т.д.).