Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкурентная стратегия банка в условиях нестабильной внешней среды

Все предметы / Банковское дело / Конкурентная стратегия банка в условиях нестабильной внешней среды

Основные положения конкурентной стратегии коммерческого банка

Определение 1

Конкурентная стратегия коммерческого банка – это система мероприятий кредитной организации по достижению заранее определённых долгосрочных целей функционирования на рынке банковских услуг (в условиях наличия других банков-конкурентов), в рамках которой предполагается утверждение общего курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

В настоящее время главным инструментом, благодаря которому коммерческий банк способен обеспечить себе на целевых рынках конкурентное преимущество, является эффективная конкурентная стратегия.

Конкурентная стратегия играет для коммерческого банка существенную роль в силу того, что банковская деятельность всегда подвергается действию рыночных законов, среди которых основополагающим является закон конкурентной борьбы. По этой причине многие исследователи и специалисты предлагают отождествлять конкурентную стратегию и общую банковскую стратегию.

Внешняя окружающая среда, как правило, редко, когда находится долгое время в перманентном состоянии. Характер и сила действия факторов внешней среды достаточно часто меняются. Это обуславливает то, что после разработки конкурентной стратегии она может не единожды корректироваться. В данном случае необходимо принимать во внимание действие следующих факторов:

  • банковская деятельность по большей части является нематериальной, поэтому кредитная организация располагает ограниченными возможностями использования материальных аспектов конкурентных преимуществ;
  • конкурентные возможности коммерческого банка могут быть изменены из-за действий регуляторов финансового рынка (в частности, в России – Центрального банка РФ);
  • конкурентные возможности участников рынка банковских услуг дифференцированы как со стороны спроса на эти услуги (отдельные отрасли экономики отличаются разными показателями рентабельности), так и со стороны их предложения (принимают участие и крупные, и малые, и международные, и региональные банки).

Готовые работы на аналогичную тему

Организация разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка

Конкурентная стратегия коммерческого банка формируется в результате действия особого механизма. Он состоит из тех форм, методов и принципов разработки стратегии, которые на данный момент времени и с учётом состояния факторов внутренней и внешней среды являются приемлемыми для данного коммерческого банка.

Формирование и реализация конкурентной стратегии коммерческого банка представляет собой определённый процесс, который состоит из ряда последовательных этапов. В самом общем виде они могут быть сформулированы следующим образом:

  1. определение текущей конкурентной позиции коммерческого банка на рынке банковских услуг, которое заключается в выделении относительно конкурентов его преимуществ и недостатков;
  2. изучение внешней среды коммерческого банка, которая состоит из экономических, политических, социальных и иных факторов;
  3. исследование спроса на рынке банковских услуг, которое состоит в институциональной, географической и ассортиментной сегментации потенциальных клиентов, в анализе их поведения и поведения банков-конкурентов;
  4. выбор коммерческим банком одной из альтернативных конкурентных стратегий (стратегия минимизации издержек, стратегия дифференциации банковских услуг, фокусирование на обслуживании целевых сегментов), которая при данных условиях наиболее оптимальна;
  5. непосредственное осуществление мероприятий в рамках реализации конкурентной стратегии коммерческого банка, в рамках которого особое значение имеет анализ рисков и управление ими;
  6. контроль за реализацией конкурентной стратегии коммерческого банка, внесение в случае необходимости соответствующих корректировок и оценка её эффективности.

Мониторинг внешней среды как направление стратегического управления в банке

Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка нацеливается на повышение её эффективности до уровня, превышающего уровень эффективности конкурентов. Это может быть обеспечено за счёт либо лучшего удовлетворения потребностей клиентов, либо снижения затрат при их обслуживании. Выбор способа повышения эффективности, сроки получения намеченных результатов фиксируется в отдельном документе, утверждаемом высшим руководством коммерческого банка – конкурентной стратегии.

В этот документ периодически вносятся изменения и поправки. Это вызвано изменением влияния факторов внешней среды кредитной организации. Для того, чтобы своевременно отреагировать на изменения внешней среды, коммерческому банку рекомендуется организовать в качестве отдельного направления стратегического управления мониторинг внешней среды.

Данный мониторинг предполагает проведение плановой и систематической оценки состояния (прежде всего, финансового) банка. Благодаря этому у руководства банка появляется возможность своевременно предупредить финансовые потрясения, подготовиться к экономическому кризису и заранее (относительно конкурентов) распознать долгосрочные перспективы кредитной организации и будущие тенденции развития рынка банковских услуг.

Стратегический мониторинг позволяет выявлять и охарактеризовать основные элементы внешней среды, которые воздействуют на финансово-хозяйственную деятельность коммерческого банка. Ими признаются конкуренты, клиенты, поставщики, законодательство, государственная политика. Именно постоянное наблюдение за ними позволяет разработать тщательно продуманную и аналитически обоснованную конкурентную стратегию, которая поможет максимально воспользоваться возможностями и конкурентными преимуществами банка.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА НИКИТИНА

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис