Моральный риск – это разновидность риска, которая представляет собой вероятность того, что партнер по совместной деятельности руководствуется недобросовестными намерениями.
Сущность понятий «моральный риск» и «банковский вклад»
Практически для всех финансовых операций характерен риск, т. е. опасность потери субъектом финансовых отношений своих денежных средств. Это же касается такой распространённой в настоящее время финансовой операции, как оформление банковского вклада (депозита) и размещение на нем собственных накоплений.
Банковский вклад означает, что граждане и организации временно передают свободные денежные средства различным коммерческим банкам, которые, в свою очередь, обязуются при первом требовании их вернуть обратно. При этом, вкладчики преследуют различные цели:
- обеспечение сохранности денежных средств;
- целевое накопление денежных средств;
- получение процентного дохода на вложенные средства и пр.
Несмотря на то распространение, которое вклады получили в современной жизни, вкладчики до сих пор сталкиваются с возможностью полной или частичной потери вложенных средств и потенциальных доходов, т.е. с риском, который может иметь как материальный, так и моральный характер.
Риском принято называть ситуативную характеристику деятельности человека. Эта характеристика состоит в неопределенности исхода деятельности и потенциальном наступлении неблагоприятных последствий в случае неуспеха. Как было указано, риск может быть материальным или моральным.
Материальный риск связан с возможностью наступления материальных потерь (недополучения прибыли, нанесения ущерба имуществу или его уничтожения и т.п.). Моральный риск – это категория намного более сложная. В самом общем смысле моральный риск заключается в наличии возможности совершения экономическими агентами определённых действий по максимизации их собственной выгоды в ущерб другим.
Суть морального риска в отношениях банка и вкладчика
Рассматривая проблему морального риска в отношениях банка и вкладчика через призму институциональной экономической школы, ее можно охарактеризовать как проблему «принципала – агента». Иными словами, речь идет о проблеме во взаимоотношениях между заказчиком финансовых услуг и их исполнителем. Роль агента (исполнителя) в данном случае исполняет коммерческий банк, а роль принципала (заказчика) – клиент.
Данные отношения развиваются в рамках следующей концепции. Агент, реализуя действия, обусловленные поручениями принципала, предпринимает усилия для реализации интересов принципала-заказчика. В то же время агент не забывает о собственных интересах и нуждах.
Принципалу затруднительно осуществлять контроль за действиями агента – банка. Он может наблюдать только конечные результаты деятельности банка, повлиять на которые уже не представляется возможным.
При условии отсутствия факторов внешнего воздействия на деятельность банка, принципал бы имел возможность дать оценку результатам финансовой деятельности банка и сделать обоснованные выводы об уровне ее экономической эффективности. В частности, были бы оценены количество и качество действий, предпринятых банком в целях сохранения и приумножения средств клиента. Однако в реальности внешняя среда подвержена сильной изменчивости, чем банк может объяснить перед принципалом получение по итогам отчетного периода негативных результатов работы.
Отсюда следует, что любой контракт принципала с агентом будет неполным. Возникнет проблема асимметрии информации, основной для которого выступает выполнение следующих двух условий:
- вкладчик не имеет возможности непосредственно наблюдать и контролировать деятельность банка;
- конечные результаты не всегда позволяют судить о деятельности банка.
Таким образом, вкладчик оказывается перед угрозой серьезных финансовых потерь, т. е. можно утверждать о наличии неразрывной связи морального риска и материальных потерь вкладчика.
Пути снижения морального риска в отношениях банка и вкладчика
Основная заинтересованность большинства коммерческих банков заключается в привлечении во вклады и депозиты максимально большого объема денежных средств населения и организаций. Это объясняется прямой зависимостью финансовой стабильности банка и экономической эффективности его деятельности от объема аккумулированных средств.
Для того, чтобы снизить риски получения недостаточного объема денежных средств, коммерческие банки предпринимают и реализуют различные меры. В качестве примеров можно привести следующие меры:
- использование системы государственных гарантий по вкладам;
- страхование банковских вкладов;
- разработка и внедрение системы финансовых показателей и нормативов надёжности банковских структур и т.п.
Вкладчику, который принимает решение о размещении своих временно свободных денежных средств в виде банковского вклада, рекомендуется поспособствовать снижению уровня морального риска, имеющегося в отношениях с банком. Это можно сделать в результате проведения оценки целесообразности ряда действий.
В частности, рекомендуется соотнести преимущества размещения средств на банковском вкладе с реалиями экономической ситуации в стране и в мире. Также требуется проведение мониторинга уровня процентных ставок, который устанавливается на банковском рынке, и его сравнения с текущем уровнем инфляции.
Отношения банка и вкладчика оказывают непосредственное влияние на стабильность национальной банковской системы. Поэтому государство тоже заинтересовано в снижении морального риска в данной группе отношений. В связи с этим государственными органами разрабатываются законодательные основы регулирования этих отношений, которые, в первую очередь, направленны на гарантию интересов вкладчиков.