Состояние банковской системы является важным критерием при оценке развития любого государства. Никто не станет оспаривать огромное значение правовых основ банковской деятельности, ведь именно они свидетельствуют об экономическом положении в стране.
Дальнейшее промышленное и социальное развитие Российской Федерации возможно только с опорой на устойчивую банковскую систему. И прежде всего, ее следует рассматривать с учетом нормативной базы, регулирующей деятельность финансово-кредитных организаций.
Банковская деятельность: операции и сделки
Понятие «Банковская деятельность» означает различные операции и сделки, осуществляемые кредитно-финансовыми организациями.
К банковским операциям относятся:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц;
- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной или безналичной форме;
- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- выдача банковских гарантий;
- переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Кроме того, кредитные организации вправе осуществлять следующие сделки:
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права требования исполнения обязательств в денежной форме от третьих лиц;
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- осуществление операций с драгоценными металлами и камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- лизинговые операции;
- оказание консультационных и информационных услуг.
Небанковские кредитные организации отличаются более узкой правоспособностью. Они могут осуществлять лишь отдельные финансовые операции, предусмотренные статьей 5 федерального закона «О банках и банковской деятельности», на основании лицензии выдаваемой Банком России.
Рисунок 1. Основные направления правового регулирования банковской деятельности в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правовое регулирование банковской деятельности в современной России
Действующее в Российской Федерации банковское законодательство принималось в 1990-х годах ХХ века в беспрецедентно короткий срок. Процесс формирования банковской системы, который в других странах длился на протяжении столетий, у нас произошел в течение нескольких лет. Такая стремительность не могла не сказаться на качестве проводимых реформ и предопределила несовершенство и непродуманность принятых нормативных документов. В результате, в закон «О банках и банковской деятельности» неоднократно вносились изменения.
Основными проблемами российской банковской системы называют:
- значительный объем невозвращенных кредитов;
- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносят немедленный, спекулятивный доход;
- недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
- недостаточная жесткость надзорных требований;
- недостатки действующего законодательства.
Реформирование банковской системы России происходило в два этапа. На первом, с 1998 по 2000 год, была осуществлена реструктуризация банковского сектора, произошла корректировка законодательной базы в сфере гарантирования вкладов граждан в банках, а также процедуры банкротства кредитных организаций.
Второй этап реформирования банковской системы страны начался в 2001 году и продолжается до настоящего времени. 23 июня 2001 года вступили в силу федеральные законы, которые внесли важные изменения в основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность.
Основными целями дальнейшего развития банковского сектора России являются:
- укрепление устойчивости банковской системы;
- повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов к банкам;
- предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.
Факторы, мешающие развитию банковской деятельности, подразделяются на внешние и внутренние. К первым относятся: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недостаточная достоверность отчетности многих отечественных предприятий и слабая прозрачность большинства из них, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, несовершенство судебной системы, недостаточное правовое обеспечение возможностей банковского надзора.
К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих кредитных организациях, непрозрачную структуру собственности, недостаточное развитие современных банковских технологий.
Развитие законодательства о банковской деятельности
Дальнейшее совершенствование российского законодательства о банковской деятельности призвано решить следующие задачи:
- приблизить основные нормы функционирования кредитных организаций к положениям международного права;
- укрепить права кредиторов и вкладчиков;
- обеспечить совершенствование правовых механизмов и развитие процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
- укрепить нормативные механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
- законодательно обеспечить условия для формирования системы гарантирования вкладов;
- создать нормативно-правовые условия для перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- обеспечить совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля.
Еще одним возможным направлением развития законодательства о банковской деятельности является внесение изменений в федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 года. Пока подобные учреждения не относятся к числу кредитных организаций. Но со временем, если их деятельность выйдет за рамки предоставления кредитов только на потребительские цели членам кооперативов, то более рациональным является функционирование таких кооперативов в рамках банковской системы: с соответствующим регулированием и надзором за их деятельностью.