Что такое интернет-банкинг?
Интернет-банкинг – это один из видов дистанционного обслуживания клиентов банковскими структурами посредством сети Интернет, не предполагающий осуществления операций с наличными денежными средствами.
Под Интернет-банкингом на сегодняшний день понимают целую совокупность современных технологий ДБО, при которой доступ к расчетным счетам и движению по ним может быть предоставлен в любой момент времени и с любого гаджета, планшета, смартфона, который оснащен возможностью выхода в Интернет. Для осуществления операций, как правило, используется интернет-браузер, то есть нет необходимости установления клиентом специализированных приложений.
Интернет-банкинг на сегодняшний день является одной из наиболее распространенных технологий ДБО, которые готовы предоставить банковские структуры своим клиентам.
Клиент имеет возможность, не посещая офис банковской структуры, используя интернет-браузер и выход в интернет, управлять собственным банковским счётом. Для этого достаточно всего лишь зайти на официальный сайт банковской структуры, ввести логин и пароль. Таким образом клиенты могут управлять собственными финансами из любого уголка мира.
На сегодняшний день можно выделить следующие возможности интернет-банкинга:
- передавать в финансовое учреждение необходимую документацию;
- заказывать и получать выписки и документацию по всем банковским счета в финансовом учреждении за любой период времени;
- отслеживать все стадии обработки документации в финансовом учреждении в режиме онлайн;
- быстро получать сообщения об возможных ошибках или отказах;
- работать в одном интерфейсе со различными банковскими счетами;
- просматривать и распечатывать входящую и исходящую платежную документацию.
Классической функцией системы «Интернет—банк», как и прочих функционирующих систем типа «клиент—банк», можно назвать обмен между банковской структурой и клиентом письмами «свободного формата», то есть подписанными электронно-цифровыми подписям текстовыми сообщениями, зачастую с прикрепленными к ним файлами.
В настоящее время наиболее популярны несколько схем интернет-банкинга, среди которых:
- Информационная. В рамках такой схемы банковская структура может предоставить сведения о состоянии счета. Таким образом, можно ознакомиться с информацией об остатках по расчетному счету, историю начислений и расходов, познакомиться со структурой доходов и расходов;
- Управление счетами. В рамках подобной схемы клиенту предоставляется доступ сведениям о счете, а также возможности осуществлять платежи;
- Управление финансами. В рамках подобной схемы клиенту может быть предоставлен весь комплекс банковских услуг в режиме реального времени, таким образом, доступны возможности осуществления расчетов и переводов денежных средств, получение кредитов и займов, реализация и приобретение ценных бумаг.
- Осуществление продаж через интернет-банкинг.
Технология продаж через интернет-банкинг
На сегодняшний день можно выделить следующие основные этапы принятой технологии продаж посредством интернет-банкинга:
- установление клиентских сегментов;
- доставка и публикация наиболее выгодных предложений для клиентов;
- обработка ответов клиента на предложение с применение технологий ДБО как канала продаж;
- прогнозирование и отслеживание основных показателей продаж через интернет-банкинг;
- использование прочих инструментов, в значительной мере способствующих продажам посредством интернет-банкинга.
Рассылка и публикация, которые представляют собой первый этап продажи посредством интернет-банкинга, являются достаточно мощными инструментами, однако их использованию должно предшествовать формирование предварительным списков клиентов.
Так, включение в тот или иной список может быть основан на следующих группах критериев:
- текущий статус клиента и предоставляемые ему в настоящее время определенные банковские услуги и продукты;
- история обслуживания клиента в финансовом учреждении, его опыт покупки различного рода продуктов и полученный клиентом в конечном счете результат;
- принятые ранее от клиента запросы/ заявки на различные банковские продукты и услуги, которые по различного рода причинам не были удовлетворены.
На следующем этапе клиенту необходимо отправить предложение или проинформировать его о только что внедренном банковском продукте или услуге. Крайне важно сформировать условия для того, чтобы клиент мог оперативно откликнуться на это предложение. В таком случае можно переходить к следующему шагу.
Продажа большей части банковских продуктов и услуг, например, инвестиционных или страховых, невозможна без первичного общения клиента с финансовым консультантов. Для подобных финансовых продуктов следующим шагом можно назвать приглашение посетить отделение банковской структуры или визит консультанта.
Стоит отметить, что в случае, если клиенту предложен депозит или комплексный инвестиционный продукт, то его посещение подразделения банковской структуры будет необходимо в любом случае. Однако, даже в этом случае банк имеет возможность предоставить клиенту услугу оформления предварительной заявки через Интернет.
Формирование предложений для клиента и получение от него обратной связи можно назвать самыми эффективными и мощными, но далеко не единственным механизмом интернет-банкинга, реализующим функцию продаж.
Среди дополнительных инструментов можно выделить возможность оформить через систему «Интернет—банк» заявление не только на себя лично, но и на другого близкого человека, что автоматически превращает каждого клиента в мини-агента, предлагающего своим знакомым услуги финансового учреждения. Рекомендация клиента также является эффективным дополнительным инструментом, особенно если поданные таким образом заявки будут обрабатываться на льготных условиях, что вполне возможно — риски ниже, чем для заявок, поданных через Интернет.