Необходимость функционирования центральных банков и их место в системе управления экономикой страны
В самом общем виде центральный банк представляет собой особый финансовый институт, расположенный на верхнем уровне банковской системы и обеспечивающий проведение в стране денежно-кредитной политики, эмиссию национальной валюты и контроль за ситуацией в финансовом секторе экономики.
Появление центральных банков было обусловлено возникновением на определённом этапе развития экономики в целом и банковской системы, в частности, необходимости в монопольной эмиссии банкнот, то есть образования эмиссионного центра страны. Для этого либо целенаправленно создавался подобный институт (как, например, Банк России в 1860 г.), либо в результате преобразования коммерческого банка (как, например, Банк Англии в 1694 г.).
Требования государственного регулирования экономики в 1930-х гг. спровоцировали процесс огосударствления (национализации) многих центральных банков. Однако и на настоящий момент существует определённое разнообразие среди центральных банков по структуре их собственности:
- государственный банк – это центральный банк, капитал которого полностью принадлежит государству (например, Банк России);
- акционерный банк – это центральный банк, капитал которого сформирован за счёт эмиссии акций, принадлежащих кредитным учреждениям (например, Федеральная резервная система, выполняющая в США функции центрального банка и состоящая из 5470 различных банков-членов);
- смешанный банк – это центральный банк, капитал которого является акционерным, но часть акций принадлежит государству (например, Центральные банки Швейцарии и Австрии).
Функционирование центрального банка регулируется нормами национального законодательства (в частности, специально принятого закона о центральном банке), а также (в отношении акционерного центрального банка) его Уставом, которые в совокупности составляют его правовую основу. Общепринятыми принципами организации деятельности Центрального банка являются его подконтрольность, подотчётность государству и одновременно независимость в своей деятельности. Оценить степень реализации данных принципов можно, основываясь на изучении следующих критериев (показателей):
- участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
- процедура назначения руководства центрального банка;
- степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
- наличие установленного законодательством права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, согласно которому государственные органы могут отклонять решения руководства центрального банка;
- правила, которые регулируют вопросы, связанные с возможностью центрального банка прямо или косвенно профинансировать государственные расходы.
Обычно центральные банки занимают в структуре органов государства, разрабатывающих и реализующих в стране экономическую политику, занимают противоречивое положение. С одной стороны, в вопросах стратегического развития важнейших областях национальной экономики они работают согласовано с правительством и другими органами исполнительной власти, а с другой —между ними в процессе принятия решений тактического (краткосрочного) характера могут возникнуть большие разногласия, которые носят принципиальный характер.
Это объясняется юридической самостоятельностью центрального банка и формальным отсутствием его подчинения государству. В данном случае банк формулирует и реализует свою политику в условиях существования противоречивых друг другу интересов основных субъектов экономической жизни – государства, предприятий, промышленных компаний, банков, профсоюзов. Подобная ситуация описывается в модели различных целей экономической политики «магический четырехугольник», углами которого являются: экономический рост, полная занятость, стабильность «цены» денег и равновесие платежного баланса. Как показывает практика, даже несмотря на предоставление центральным банком специализированных инструментов для регулирования кредитных учреждений и, как следствие, экономики в целом, эти цели не могут быть достигнуты одновременно.
Организационная структура Центрального банка РФ
Центральный банк в целях собственного эффективного функционирования формирует внутри себя организационную структуру, которая, как правило, состоит из председателя, совета директоров и управляющих разнообразных комитетов банка. Так, с организационной точки зрения Центральный банк Российской Федерации (Банк России) представляет собой единую централизованную систему, в котором выстроена вертикальная структура управления.
Главой Центрального банка РФ является Председатель, который вместе с 14 членами назначается Государственной Думой РФ сроком на пять лет и входит в состав Совета директоров (высшего коллегиального органа банка). Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. В его функции входят, в первую очередь, участие в разработке проектов основных направлений развития финансового рынка и единой государственной денежно-кредитной политики, утверждает отчёты о деятельности Банка России и др.
Другим важным коллегиальным органом Банка России является Национальный финансовый совет, который состоит из 12 членов (Председатель, по 3 представителя от Президента и от Правительства, 2 члена Совета Федерации и 3 депутата Государственной Думы) и заседает не реже одного раза в квартал.
В целом Центральный банк РФ включает в себя иерархию следующих отдельных подразделений, структур и звеньев:
- центральный аппарат;
- территориальные управления;
- расчетно-кассовые центры;
- вычислительные центры;
- полевые учреждения;
- другие организации, функционирование которых обеспечивает осуществление Центральным банком своей деятельности (например, учебные заведения, предприятия, Российское объединение инкассации и др.).