Общее представление о комплексном банковском обслуживании юридических лиц
Комплексное банковское обслуживание юридических лиц представляет собой услугу, которая предоставляется коммерческими банками с целью сокращения издержек при совершении операций, связанных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В рамках комплексного банковского обслуживания организациям, как правило, предоставляют услуги по открытию и ведению банковских счетов с использованием различных систем дистанционного обслуживания. Кроме того, к банковскому обслуживанию также относятся такие виды деятельности, которые связанны с перемещением денежных средств, информационным обслуживанием, хранением ценностей и пр. Этот комплекс операций и услуг позволяет как коммерческим банкам, так и их клиентам решить конкретные экономические задачи.
Ядром комплексного банковского обслуживания юридических лиц является их расчётно-кассовое обслуживание. Кроме него важную роль играет оказание организациям кредитных и депозитных услуг.
Юридические лица при выборе коммерческого банка, с которым они планируют заключить договор на комплексное банковское обслуживание, руководствуются такими критериями, как качество предоставляемых услуг, оперативность расчётов и диапазон корреспондентских отношений. Также на принятие ими этого решения влияет наличие предусмотренных договором видов дополнительного банковского обслуживания. На сегодняшний день наиболее популярными из них являются следующие услуги:
- система «Банк-клиент» - программное обеспечение, которое автоматизирует весь документооборот между коммерческим банком и его клиентом;
- SMS-банкинг – это услуга по предоставлению информации о состоянии банковского счёта (текущий остаток денежных средств, обороты по дебету и кредиту и т.д.) в виде SMS-сообщений на мобильный телефон;
- Интернет-банкинг – это услуга по удалённому управлению банковским счётом с помощью компьютера, подключенного к сети «Интернет».
Комплексное банковское обслуживание в форме пакетного предоставления услуг
Комплексное банковское обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в форме пакетного предоставления им банковских услуг. Современные бизнес-пакеты состоят из расчётно-кассового обслуживания и дополнительного набора специальных банковских продуктов.
Приобретение каждого следующего пакета расширяет для клиента список возможностей и доступных продуктов и услуг. Каждый пакет имеет фиксированную стоимость, что позволяет организациям заранее рассчитать и снизить затраты по расчётно-кассовому обслуживанию.
К преимуществам комплексного банковского обслуживания организаций, которое осуществляется посредством предоставления им услуг в форме пакетов, можно отнести:
- экономия денежных средств за счёт комиссии коммерческого банка;
- персональное обслуживание каждого клиента;
- применение для каждого клиента индивидуальных тарифов;
- обслуживание по сниженным тарифам с момента заключения соглашения;
- срок действия пакета услуг, как правило, не ограничен;
- применение скидок на весь комплекс услуг;
- возможность перехода на новый вид банковского обслуживания и обратно;
- банковский персонал регулярно консультирует о новых тарифах и услугах.
Кроме того, коммерческие банки для того, чтобы привлечь новых и сохранить старых корпоративных клиентов, могут вводить для них в дополнение к уже используемому пакету банковских услуг дополнительные бонусы. Например, предприятия могут получить доступ к таким программам, как зарплатные проекты с овердрафтами для работников, или депозиты для работников с более выгодными условиями.
Значение комплексного обслуживания организаций для развития банка
Функционирование коммерческого банка может быть успешным только в том случае, если происходит интенсификация его деятельности. Оно может происходить за счёт увеличения, с одной стороны, объёма выполняемых операций, с другой стороны, спектра предоставляемых клиентам услуг. Упорядочение банковских услуг способствует повышению конкурентоспособности коммерческих банков. Поэтому комплексное банковское обслуживание клиентов сыграет основополагающую роль в этом процессе.
Формирование, продвижение и развитие различных видов банковского обслуживания и, соответственно, банковских услуг и продуктов позволяют коммерческим банкам стать более востребованными на рынке услуг, привлечь новую клиентуру, в первую очередь, из корпоративного сектора.
Его субъекты (причём, зачастую) рассматриваются экономическими контрагентами как возможные направления инвестирования своих средств. Это справедливо и для коммерческих банков, которые в результате оформления клиентских депозитов и приобретения межбанковских кредитов приобретают значительный по объёму размер денежных средств. Они должны быть наиболее эффективным способом размещены на рынке, где юридические лица, пользующиеся услугой комплексного обслуживания, рассматриваются в одну из первых очередей.
Если бизнес-план инвестиционного проекта и финансовая отчётность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей удовлетворяют коммерческий банк, то он в рамках диверсификации своих ресурсов может предоставить им дополнительное обслуживание в форме открытия различных кредитных линий.
Таким образом, комплексное банковское обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является современной банковской услугой, которая выгодна как коммерческой организации, так и банку. Этим и объясняется активное в последнее время развитие данной сферы банковского сектора.