Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Банковские электронные услуги

Все предметы / Банковское дело / Банковские электронные услуги
Содержание статьи

Сущность банковских электронных услуг и их преимущества

Определение 1

Банковские электронные услуги (далее БЭУ) — это услуги банковских структур, оказываемые с использованием самых современных электронных информационных систем и технологий.

Таким образом, банковские электронные услуги можно назвать новейшим технологическим методом реализации банковских продуктов, который максимально удовлетворяет возникающие потребности клиентов коммерческого банка посредством использования современных информационных технологий и способов автоматизации.

В условиях стремительного развития рыночной экономики, а значит и бизнеса, от банковского сектора необходимо формирование и непрерывное совершенствование оперативной, удобной системы обслуживания клиентов, а также постоянного мониторинга предоставления услуг. Однако, традиционные методы предоставления банковских услуг все меньше и меньше соответствуют необходимым требованиям. В связи с этим банковским структурам необходимо внедрять и использовать самые современные информационные технологии, работать над развитием БЭУ.

БЭУ отличаются от традиционных банковских услуг не по уровню полезности, а непосредственно по технологии удовлетворения постоянно растущих потребностей клиентов банковских учреждений. Традиционные банковские услуги имеют ряд недостатков перед электронными услугами, а именно:

  • непостоянство качества предоставляемых услуг;
  • договорный характер банковского обслуживания;
  • вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.

При этом БЭУ характеризуются такими характеристиками как:

  • абстрактность;
  • общедоступность;
  • интерактивность обслуживания;
  • множественность каналов доступа.

Стоит отметить, что специфика БЭУ требует от клиентов развития экономической культуры, что, в свою очередь, делает необходимым развитие деятельности, направленной на разъяснение содержания услуги потребителям, что влечет за собой значительное увеличение значение фактора доверия потребителей к коммерческим банковским структурам. В целом, можно отметить, что БЭУ базируются на формировании партнерских отношений с потребителем, оказания ему помощи на всех этапах получения услуги.

Готовые работы на аналогичную тему

БЭУ осуществляется при содействии большого количества посредников, с которыми клиенты взаимодействуют, как правило, удаленно, используя различные современные каналы связи. Стоит отметить, что при оказании электронных услуг возникает некий контур внешних взаимодействий каждого из посредников, которые задействованы в процессе продвижения банковской услуги. Таким образом, потребитель, получая электронный доступ к выбранной банковской услуге, редко может представить количество задействованных в этом процессе посредников.

Среди наиболее явных достоинств электронных услуг можно выделить следующие:

  • удобство для потребителей;
  • привлечение большего числа клиентов через сети телекоммуникаций;
  • возможность предоставления услуг 24/7;
  • возможность в режиме реального времени выбрать наиболее подходящий вид услуги.

Виды банковских электронных услуг

Весь перечень предлагаемые БЭУ можно условно разделить на 3 большие группы:

  • розничные БЭУ;
  • оптовые БЭУ;
  • автоматические расчетные палаты.

Коммерческие банковские структуры предлагают розничные и оптовые БЭУ, которые отличаются достаточно высоким уровнем обезличенности. Розничные услуги направлены на удовлетворение потребностей индивидуальных клиентов (физических лиц и индивидуальных предпринимателей), а оптовые - корпоративных клиентов (юридические лица, экономические субъекты, организации).

К розничным банковским электронным услугам относят следующие:

  • использование платежных банковских карт;
  • использование банкоматов;
  • использование системы расчетов в точках, реализующих свою деятельность в сфере торговли и оказания услуг;
  • обслуживание клиентов как на дому, так и в офисе коммерческого банковского учреждения;
  • услуги по обработке и хранению документации клиента.

В банковском секторе для объединения все видов обслуживания индивидуальных клиентов введено понятие «retail banking».

Стоит отметить, что обслуживание индивидуальных клиентов, частных лиц является довольно трудоемким направлением деятельности банковских структур. В Российской Федерации проблемы автоматизации направления retail еще не выявлены в полном объеме, они только начинают возникать, в связи с этим очень важно начинать их решать комплексно. Для этого стоит привлекать только специалистов с достаточно широкой компетенцией, изучать и адаптировать решения аналогичных проблем западными коллегами под российскую реальность. Существующие на сегодняшний день в мировой практике решения являются несложными и позволяют автоматизировать не только сам процесс обслуживания, но и наиболее оптимально внедрять его в единую систему управления банковскими структурами.

К оптовым банковским электронным услугам относят следующие:

перевод денежных средств между счетами; управление денежными операциями и счетом клиента; контроль операций.

Автоматические расчетные палаты представляют собой специально сформированные субъекты (юридические лица), реализующие сделки между потребителями посредством использования различных электронных средств. К таким системам можно отнести следующие:

  • система «Свифт»;
  • расчетный центр ММВББ;
  • прочие системы.

Таким образом, современные банкоматы, предназначенные для самообслуживания клиентов, могут осуществлять полный спектр операций, а именно:

  • снятие и пополнение расчетных счета наличными денежными средствами;
  • перевод денежных средств между расчетными счетами;
  • оплату различных платежей, например, коммунальных услуг, штрафов, взысканий;
  • операции с чеками;
  • выдачу выписок и прочей документации, свидетельствующей о состоянии счета и реализованных операциях;
  • обмен валют;
  • обновление информации;
  • информационную и консультационную поддержку клиента;
  • прочие услуги.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Банковское дело» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис