Издержки банка – это не что иное, как результат применяемых банком процессов и процедур. Издержки банка составляют половину его совокупного дохода. При этом с увеличением дохода увеличиваются и расходы.
На величину и процентное соотношение дохода и издержек напрямую влияет размер банка. Если банк занимает нишу мелкого или среднего, то ему проще внедрить глобальное изменение, четко сформировать бизнес-модель и выбрать целевые рынки, что означает меньшее распределение издержек.
Крупный банк помимо расходов на новую систему будет нести и расходы на старую систему и организацию ее плавного перехода и трансформацию.
Самая распространенная классификация издержек банка выглядит следующим образом:
Банк выдает ссуды за счет привлеченного капитала, который он получает от открытия текущих счетов и размещения на них собственных средств клиентов. За размещенные депозиты банк должен выплачивать проценты, которые, в свою, очередь зависят от объема размещенного капитала.
Чтобы выдавать ссуды или принимать депозиты банк должен нанять квалифицированный персонал (кассиры, менеджеры), для работы которых потребуются оборудование, мебель, канцелярские принадлежности и иные факторы производства. Какие-то факторы производства покупаются или берутся в аренду, служащим также необходимо выплачивать заработную плату. Для привлечения клиентов банк также вынужден нести расходы на рекламу. Факторные издержки призваны обеспечивать эффективность проводимых банком операций и максимизировать прибыль кредитной организации.
Общие факторные затраты увеличиваются пропорционально увеличению суммы вкладов, так как банк должен открывать больше счетов, выплачивать больше процентов, дополнительно нанимать персонал и платить этому персоналу заработную плату.
Факторные затраты включают денежные и альтернативные затраты (издержки, которые мог бы понести банк в случае иного использования имеющихся факторов производства), которые в сумме образуют экономические издержки.
Расходы на персонал иногда составляют половину от совокупных издержек банка. Персонал банка является его непосредственным лицом и голосом, так как обслуживание менеджеров и сотрудников горячей линии оказывает огромное влияние на мнение банковского клиента. Персонал нуждается в постоянном повышении квалификации и обучении.
Персонал обязан понимать стратегию банка и быть в курсе всех обновлений, только так банк сможет покрыть расходы на его обслуживание.
Прибыльность банка напрямую зависит от его издержек и умения их минимизировать. Помимо операционных расходов и расходов на выплату процентов банк несет расходы «кредитного риска», то есть отчисляет денежные средства в резерв на покрытие потерь по кредитам.
Особенностью банковского учета является разделение доходов и расходов на процентные и непроцентные:
К сожалению, в нашей стране непроцентные расходы превышают непроцентные доходы. Расходы только на заработную плату составляют порядка 30% от банковских доходов.
Если банк является финансово устойчивым, то структура его расходов/издержек будет выглядеть следующим образом: