Понятие и преимущества Интернет-банкинга
В современных условиях развития экономики возрастает спрос на безналичную форму расчетов, обладающую рядом преимуществ по сравнению с наличными денежным оборотом (высокая скорость, применимость на отдаленных территориях и прочее).
В связи с возрастающими потребностями в использовании неизбежно осуществляется совершенствование данной формы расчетов, одним из способов осуществления которого является Интернет-банкинг.
Предоставление банковских услуг через интернет (Интернет-банкинг) – это возможность воспользоваться банковскими услугами на круглосуточной ежедневной основе в любой точке мира, имеющей доступ к Интернету.
Данная форма предоставления банковских услуг считается наиболее перспективной и активно развивающейся.
Большинство коммерческих банков стремятся к внедрению систем, позволяющих им взаимодействовать с клиентами посредством Интернета. Преимуществами, предоставляемыми Интернет-банкингом, являются:
- сокращение времени на совершение и обработку операций;
- возможность круглосуточного контроля за состоянием счета;
- проведение онлайн-платежей без задержек;
- осуществление операций не требует личного присутствия владельца счета;
- клиент не ограничен во времени осуществления операций;
- клиенту не требуется взаимодействовать с персоналом банка при совершении рутинных операций;
- клиент не привязан к определенному местонахождению для осуществления операций.
Характеристики Интернет-банкинга
Система Интернет-банкинга обладает следующими основными характеристиками:
- во-первых, функциональными возможностями, обеспечивающими доступ клиентов к операциям. Более широкие функциональные возможности системы обеспечивают клиентам более широкий доступ к банковским услугам, что позволяет оценивать систему как полноценную и обеспечивает ее востребованность;
- во-вторых, удобством пользовательского интерфейса, облегчающего использование системы клиентами. Степень удобства системы Интернет-банкинга, как правило, определяется по следующим критериям: дружественность пользовательского интерфейса в клиентской части системы, понятность и простота установки, а также настройки программного обеспечения, удобство и простота обычных приемов выполнения тех или иных операций для получения банковских услуг;
- в-третьих, уровень обеспечения безопасности передачи и хранения финансовой информации. Система безопасности в Интернет-банкинге должна обеспечивать выполнение следующих функций: однозначную форму идентификации как банка, так и клиента, осуществляющих взаимодействие; шифрование передаваемых финансовых сведений; высокий уровень безопасности каналов передачи информации; защиту носителей данных.
Проблемы, связанные с Интернет-банкингом
Интернет-банкинг как и любая технология имеет не только определенные преимущества, но и недостатки, являющиеся причиной возникающих с ней проблем. Причем проблемы, связанные с Интернет-банкингом, имеют двойную специфику: часть из них обусловлена спецификой банковского дела, часть – использованием сети Интернет.
К числу основных проблем Интернет-банкинга в России можно отнести следующие.
Недостаточный объем предложения услуг. Кредитные организации в России достаточно консервативны, медленно реагируют на потребности населения, в связи с чем систему Интернет-банкинга вводят достаточно медленно. До сих пор имеются банки, не применяющие данную систему. Однако потребности клиентов оказывают все большее влияние на поведение кредитных организаций, в результате чего в конечном итоге все они нацелены на оснащение своего общения с клиентами данной системой;
Низкий уровень подготовки кадров, занятых созданием и обслуживанием системы Интернет-банкинга. Как правило, небольшие несетевые банки не обладают собственными ресурсами для разработки отвечающей запросам клиентов и банка системы Интернет-банкинга. Качество и оперативная работа, а также безопасность операций обеспечиваются уровнем квалификации персонала, ответственного за разработку системы. В результате банки вынуждены обращаться к сторонним специалистам для разработки и внедрения системы Интернет-банкинга, что требует от банка существенных затрат. Кроме того, после внедрения системы Интернет-банкинга банкам необходимо обучать свой персонал работе с системой или нанимать дополнительных работников;
Низкий уровень развития персональных сегментов рынка. В настоящее время российские банки только начали осваивать персональную работу с каждым клиентом на основе его реальных потребностей. В системе Интернет-банкинга как достаточно нового элемента взаимодействия с клиентом возможности персонального сотрудничества не всегда удается реализовать в связи с высокими затратами на разработку индивидуализированного интерфейса, однако банки стремятся решить данную проблему;
Психологические проблемы применения Интернет-банкинга. Психологические проблемы обусловлены наличием двух диаметрально противоположных точек зрения на полезность Интернета. Многие банкиры и клиенты банков (как правило, старшее поколение) придерживаются мнения, что банковские операции и так достаточно рискованны, чтобы увеличивать риск, связанный с их совершением, с использованием достаточно уязвимой сети Интернет. Их оппозиционеры придерживаются мнения, что Интернет – крайне полезен и перспективен, а развитие бизнеса с его помощью следует осуществлять, чего бы это ни стоило. Обе точки зрения радикальны и требуют разумной корректировки. Использование Интернет-технологий должно оправдываться финансовой составляющей этого использования;
Высокий уровень уязвимости системы Интернет-банкинга со стороны различных вирусов, хакеров и сбоев.