Системы управления
Система управления в организации — это комплекс тесно взаимосвязанных функциональных, организационных, технологических, информационных и прочих инструментов управления хозяйственной деятельностью экономических субъектов, банковских структур и т.д.
В настоящее время эффективного управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и операционной деятельностью банковской структуры в целом недостаточно для ее непрерывного и устойчивого развития и завоевания рынка финансовых услуг. В данном случае существует необходимость перехода на новый уровень — уровень непрерывного развития и совершенствования. В рамках данного уровня необходима детально проработанная стратегия, регламентированность и гибкость существующих бизнес-процессов, эффективно функционирующая оргструктура и взаимосвязанная система менеджмента банковской структуры в целом. Именно перечисленные факторы деятельности на сегодняшний день выступают в качестве основных, т.е. тех факторов, которые позволяют такой банковской структуре удерживать лидирующие позиции на соответствующих рынках.
В любом банке все элементы управления находятся в тесной взаимосвязи. Например, при описании и оптимизации бизнес-процессов необходимо работать и с организационной структурой и документооборотом банковской структуры. Для эффективной реализации стратегии банковской структуры ее элементы, к которым, например, можно отнести стратегические цели и основные показатели, очень важно декомпозировать до уровня рядовых работников, спроецировать на бизнес-процессы и проекты финансового учреждения. Таким образом, можно говорить о необходимости создания единой системы менеджмента банковской структуры (бизнес-архитектуре) и о технологии ее формирования и внедрения (формализации управления).
Стоит отметить, что одной из главных причин краха большей части коммерческих банковских структур вследствие экономического кризиса, разразившегося в 1998 году, можно назвать
- недостаточный уровень управления финансовыми учреждениями. Данная проблема подразумевает большое количество разноплановых аспектов, среди которых можно выделить:
- недостаточный уровень методического обеспечения функционирования коммерческих банковских структур со стороны ЦБ РФ;
- недооценка стремительно растущей роли потенциальных финансовых рисков в деятельности коммерческих банковских структур;
- дефицит квалифицированных сотрудников и т.д.
Бизнес-архитектура и системы управления банком
На сегодняшний день для различных видов деятельности (объектов) совокупность элементов банковской структуры отличается незначительно, в связи с чем можно сформировать наиболее типовой состав, включающий следующие элементы.
- Цели и задачи системы. В рамках данного элемента необходимо сформировать следующее требование: система управления банковской структуры должна быть обязательно целенаправленной и иметь конкретные цели и задачи.
- Главные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы. Сущность системы управления, ее устройство и содержание должны быть описаны в форме рабочих бизнес-моделей и текстовых регламентов и инструкций. При формировании основных содержательных элементов системы важно использовать именно системный подход, таким образом, все элементы должны находиться во взаимосвязи, охватывать наиболее важные аспекты и области системы, учитывать все факторы деятельности банковской структуры и их взаимовлияние;
- Бизнес-процессы и функции системы. Функционирование системы управления банковской структуры и ее связи с прочими системами финансового учреждения по входам-выходам должны быть описаны в форме определенных бизнес-процессов, которые на нижнем уровне должны быть разбиты на функции, т.е. простейшие элементарные действия. На сегодняшний день необходимость описания бизнес-процессов связана с применяемым процессным подходом как одним из важнейших принципов формирования систем управления банковскими структурами и финансовыми учреждениями.
- Структурные звенья системы. Для эффективного функционирования системы управления особенную важность приобретают так называемые структурные звенья, т.е подразделения и сотрудники банковской структуры, которые закрепляются за определенными бизнес-процессами и задачами. Таким образом, по каждой из систем управления должен быть сформирован перечень задействованных в ней подразделений банковской структуры. Стоит отметить, что в финансовых учреждениях различных размеров существует разная иерархия структурных подразделений, однако, как правило, выделяют следующие ее элементы: блок, департамент, управление, отдел, бюро. Как правило, данные элементы в рамках системы управления называются структурными единицами, хотя по иерархии в некоторых банковских структур они могут быть названы бюро или департаментами. Так, например, в некоторых финансовых учреждениях существует один небольшой отдел методологии, а в других - большой департамент методологии, в состав которого входит отдел общебанковской методологии, отдел методологии розничных банковских продуктов и т.д.
- Автоматизация системы Эффективность, устойчивость и высокий уровень качества функционирования системы управления могут быть обеспечены за счет ее автоматизации. Для этого необходимы специализированное ПО, современные IT-функции и модули которых закрепляются за конкретными элементами и процессами системы.
- Финансы системы. Для эффективного функционирования любой системы управления необходимы ресурсы, прежде всего финансовые. По данной компоненте необходимо разработать финансовые модели и регламенты. Прежде всего это касается бюджетирования, например: стратегическое бюджетирование, процессное бюджетирование, бюджетирование по мотивации персонала и т.д.