В современных условиях коммерческие банки преимущественно развиваются по модели сетевой организации. Она предполагает существование головного офиса коммерческого банка, который координирует деятельность своих филиалов в различных регионах страны.
Как показывают результаты исследований деятельности коммерческих банков на рынке обслуживания физических и юридических лиц, руководители подавляющего большинства банков не имеют полного представления об условиях работы множества дополнительных офисов, отделений, операционных касс, которые на местном рынке непосредственно взаимодействуют с клиентами. Этим обуславливается необходимость совершенствования модели организации банковской деятельности и внедрения эффективной системы управления коммерческим банком.
Можно сказать, что главными препятствиями для получения коммерческим банком максимального эффекта, которые наиболее часто встречаются в банковском секторе России, являются:
Перечисленные факторы могут негативно повлиять на функционирование банковской организации. Чаще всего это проявляется в наличии в коммерческом банке ряда сотрудников и целых подразделений, эффективность которых является отрицательной. В данном случае они выполняют роль балласта, который не приносит организации дохода.
Максимальная эффективность деятельности коммерческого банка может быть достигнута за счёт выбора оптимальной для него организационной структуры.
Основные способы её построения достаточно хорошоизвестны:
На самом деле при любой структуре может быть повышена эффективность управления организации. Главное при этом – определить оптимальную структуру, соразмерную масштабам деятельности, и решить задачу по мотивации сотрудников банка.
Организационная структура, в первую очередь, определяется тем видом системы управления, который выбран руководством коммерческого банка. В самом общем виде можно говорить о существовании двух принципиально отличающихся друг от друга систем управления:
Механистическая система управления присуща, прежде всего, тем организациям, функционирование которых базируется на формальном разделении труда. Сотрудникам предписано выполнять конкретные работы, которые направлены на решение чётко сформулированных задач и обусловлены их местом в иерархической структуре.
Указанные задачи выделены из общих целей функционирования организации, которое регламентируется формализованными правилами. В подобной организации преобладают вертикальные потоки информации, которая концентрируется к вершине её структуры.
По мнению большинства специалистов прошлого, именно механистическая система управления рассматривалась в качестве наиболее подходящей системы управления коммерческим банком. Но в последнее время, когда ситуация на рынках обслуживания клиентов быстро меняется, эти системы всё чаще не позволяют решать банкам новые задачи.
Внедрение в организацию новых технологий, что является обязательным требованием настоящего времени, препятствуют такие свойства механистической системы, как ослабление связи с конечными результатами работы, подавление инициативы рядовых сотрудников, громоздкость процессов принятия решений. А современный персонал всё чаще воспринимает указания как оскорбления в свой адрес.
В связи с этим снижаются показатели достижения целевых значений деятельности коммерческих банков. Поэтому для преодоления сложившейся ситуации предлагается активизировать человеческий фактор, что лежит в основе органической системы управления. Она (в отличие от механической) не предполагает жесткое распределение целей, задач и ответственности: они постоянно подвергаются корректировке и перераспределению.
В подобных организациях широко развита практика делегирования полномочий, опоры на инициативу работников и слабой регламентации работ. Зачастую в организации иерархии в традиционно смысле слова может не быть, как правило, в ней преобладают горизонтальные связи. А главным приоритетом в управлении организации является развитие персональных качеств работников, их потенциала, что является залогом качественного выполнения работ.
Таким образом, органическая система управления организацией подходит для тех коммерческих банков, которые характеризуются активным развитием, то есть они ориентированы на разработку новых продуктов и технологий, на решение новаторских задач.
Рассмотренные выше системы управления организацией являются крайними (идеальными) случаями. В реальности не существуют коммерческие банки, которые бы полностью соответствовали той или иной системе управления. Чаще всего встречается их различные модификации, комбинации. Преобладание свойств той или иной разновидности обусловлено условиями внешней среды и учётом внутренних возможностей коммерческого банка.