Понятие и виды дистанционного банковского обслуживания
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – это удаленное предоставление банковских услуг и информации, не требующее личного визита клиента в банк.
Таким образом, исходя из целей предоставления банковских услуг по дистанционным каналам обслуживания, выделяют информационный банкинг и транзакционный банкинг:
Чаще всего дистанционное банковское обслуживание осуществляется с использованием компьютерных и телефонных сетей с применением различных технологий, классифицируемых по типам программно-аппаратных средств, используемых для осуществления банковских операций:
- системы «Клиент-Банк» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющие вести рублевые и валютные счета организаций удаленно с использованием персонального компьютера;
- системы телефонного банкинга для физических и юридических лиц предоставляющие возможность использования тонального набора и голосового меню, общения клиента с оператором колл-центра банка после проведения процедур персональной индификации клиента в целях безопасности);
- системы мобильного банкинга, предоставляющие возможность получения услуг банка посредством передачи SMS сообщений;
- обслуживание с использованием банкоматов и устройств банковского самообслуживания (платежных терминалов, информационных киосков).
На настоящий момент существует множество терминов, обозначающих удаленные банковские технологии: Интернет-Банк и Интернет-Банкинг, Клиент-Банк (Банк-Клиент), Онлайн-банкинг, Электронный банкинг, СМС-банкинг и т.д.
Проблемы дистанционного банковского обслуживания в России
В настоящее время существуют следующие проблемы дистанционного банковского обслуживания в России:
- недостаточное развитие интернет-банкинга на фоне увеличивающейся конкуренции со стороны небанковских платежных интернет-систем;
- кадровая проблема, заключающаяся в недостатке квалифицированных специалистов для разработки и обслуживания систем дистанционного банковского обслуживания;
- психологическая проблема, заключающаяся в финансовой неграмотности населения;
- непроработанность правового регулирования систем дистанционного банковского обслуживания;
- проблема безопасности получения банковских услуг по удаленным каналам обслуживания.
Рассмотрим далее проблему безопасности дистанционного банковского обслуживания подробнее.
Мошенничество в сфере дистанционного банковского обслуживания
Несмотря на явные преимущества дистанционного банковского обслуживания перед личным посещением офиса банка, существуют определенные риски, связанные с безопасностью осуществления банковских операций удаленным способом. К наиболее распространенным преступлениям в сфере ДБО можно отнести:
- Банкоматное мошенничество: кража реквизитов банковских карт с использованием считывающих устройств, установленных на банкоматах, и подделка банковских карт;
- Интернет-мошенничество: кража реквизитов банковских карт через интернет и их последующее использование для изготовления поддельных карт или осуществления онлайн-покупок и переводов, что становится возможным путем использования вредоносных программ;
- Получение мошенниками банковской информации и услуг через системы телефонного банкинга в случае получения доступа к персональной идентифицирующей информации владельца счета (кодовому слову, паспортным данным и т.д.) и прочие преступления.
Чтобы избежать подобных мошеннических действий при пользовании услугами ДБО, необходимо исключить возможности получения доступа третьих лиц к персональной информации, не допускать утери банковских карт и информации по ним, использовать антивирусное программное обеспечение.