Безналичные расчеты в банковских организациях
Безналичные расчеты (БР)— это расчеты, реализуемые банковскими организациями между физическими и юридическими лицами без привлечения наличных денег, посредством перевода денежных средств через банковское учреждение с одних расчётных счетов клиентов на другие.
Формат безналичных платежей является достаточно доступным для всех групп клиентов – как юридических лиц, предпринимателей, так физических лиц.
Стоит отметить, что безналичные расчеты являются одним из самых удобных вариантов организации и ведения расчетов между клиентами, что связано с высокой скоростью реализации платежей и в большинстве случаев отсутствием жестких ограничений.
Сущность операций в форме безналичных расчетов заключается в зачислении и списании денежных средств с использованием расчетных текущих счетов.
При осуществлении безналичных расчетов денежные средства с расчетного счета списываются по распоряжению владельца такого счёта. Однако, законодательством устанавливаются случаи, в которых предусмотрен бесспорный порядок списания средств либо к оплате, например, если предъявлены исполнительная и тождественная документация.
Стоит отметить, что оплата расчётных документов при дефиците денежных средств на расчетном счете организации или учреждения осуществляется в очерёдности, которая также регламентируется действующим законодательством. Перечисленные денежные средства зачисляются на расчетный счёт получателя, как правило, после их списания со счёта плательщика.
По завершению операционного дня владельцу расчетного счета, как правило, предоставляется выписка по счету, которая содержит в себе сведения об остатке денежных средств начало и конец периода, а также все приходно-расходные операции, что дает возможность клиенту контролировать и анализировать свои денежные потоки.
Формы безналичных расчетов в банковском секторе
Можно выделить следующие наиболее распространённые формы безналичных расчетов:
- БР с использованием платежных поручений;
- БР с использованием аккредитива;
- БР с использованием инкассовых поручений или инкассо;
- БР с использованием специализированных чековых книжек;
- БР с использованием пластиковых дебетовых и кредитных карточек;
- БР, реализуемые с использование перевода электронных денег.
Первичная документация банковским структур по безналичным расчетам
Для отражения в бухгалтерском учете безналичных расчетов в обязательном порядке должна быть оформлена соответствующая первичная документация, прим это типовые формы и порядок формирования таких документов регламентируется Положением № 383-П.
К наиболее распространённым формам первичной документации, подтверждающей осуществление безналичных расчетов, относятся
Платежное поручение (по форме 0401060). Данный вид документации оформляется при осуществлении расчетов в национальной валюте РФ (российских рублях). Согласно такому поручению банковская организация обязана перевести установленную величину денежных средств плательщика получателю, реквизиты счета которого указаны в соответствующих документах. Стоит отметить, что платежное поручение считается одним из наиболее часто используемых документов в области безналичных расчетах.
Платежное требование (по форме 0401061) Данный вид документации оформляется при осуществлении расчетов в национальной валюте РФ (российских рублях). В отличии от платежного поручения требование выставляет банковской структуре получатель денежных средств. Банковское учреждение вправе перевести запрашиваемую сумму средств либо с согласия плательщика (с акцептом), либо без его участия (если такой порядок взаимодействия предусмотрен заключенным договором или соглашением).
Инкассовое поручение (по форме 0401071). Данный вид документации оформляется при осуществлении расчетов в национальной валюте РФ (российских рублях). Как правило, такой вид расчетов используется случаях, когда перевод денежных средств реализуется по взысканию со стороны получателя. Стоит отметить, что применение в безналичных расчетах применение инкассо требует соблюдения некоторых условий, а именно:
- возможность списания денежных средств по инкассо в обязательном порядке должна быть отражена в договоре/соглашении об обслуживании расчётного счета;
- банковская структура должна располагать информацией о получателе денежных средств.
Аккредитив по (форме 0401063). Данный вид документации оформляется при осуществлении расчетов в национальной валюте РФ (российских рублях). С помощью аккредитива плательщик поручает банковской структуре перевод денежных средств получателю при выполнении им установленных условий.
Банковская выписка (типовой формы не предусмотрена). Данный вид документации отражает движение средств на расчетном счете владельца. Как правило, банковская выписка формируется именно так, как операции клиента отражены на счете банковской структуры, т. е. зеркально.
Порядок бухгалтерского учета безналичных расчетов
Рассмотрим общий порядок отражения в бухгалтерском учете банка безналичных расчетов.
При отражении расчетов между клиентами банковской структуры могут быть применены счета бухгалтерского учета в зависимости от того, клиентами одного банковского учреждения или различных являются участники такой операции, например:
Дебет 40702, 40817 расчетный счет клиента, Кредит 40702, 30102, 30110, 30114, 30301 расчетный счёт клиента, корсчет, расчеты с филиалами - основание: платежное поручение, которое по поручению клиента формируется в электронном виде или на бумажном носителе.
При перечислении через Центральный Банк РФ формируется следующая проводка:
Дебет 40702, 40817 банковский счет клиента Кредит 30223 - основание: платежное поручение, которое по поручению клиента формируется в электронном виде или на бумажном носителе.
При зачислении денежных средств, которые ожидают осуществление платежа, формируется следующая проводка:
Дебет 40702, 40817 расчетный счет клиента, Кредит 30220 - основание: платежное поручение, которое по поручению клиента формируется в электронном виде или на бумажном носителе.