Система комплексного обслуживания клиентов имеет широкое распространение среди коммерческих банков.
Система комплексного обслуживания представляет собой совокупность элементов, которые находятся в отношениях друг с другом, основанных на коммерческой основе, и которая обеспечивает полное удовлетворение потребностей клиентов банка в предоставлении банковских продуктов и услуг посредством единой информационной, нормативной и правовой системы.
Факторы, влияющие на развитие комплексного обслуживания
На развитие системы комплексного банковского обслуживания влияют факторы, которые можно подразделить на внешние и внутренние.
Рассмотрим преимущества и недостатки данных факторов:
Внутренние факторы.
Преимущества:
- Увеличение опыта комплексного банковского обслуживания;
- Работа над новыми банковскими продуктами и их внедрению;
- Рассмотрение новых методов предотвращения рисков;
Недостатки:
- Завышенные процентные ставки по кредитам и, наоборот, заниженные ставки по вкладам;
- Большая вероятность кредитных рисков;
- Низкий уровень открытости информации для рынка банковских услуг;
- Нехватка высококвалифицированного персонала банка.
Внешние.
Преимущества:
- Возможность осуществления страхования вкладов;
- Формирование бюро кредитных историй;
- Стабильность экономического развития;
- Высокая скорость реагирования банка на динамику спроса на его услуги и продукты.
Недостатки:
- Недоработка системы нормативно-правового регулирования;
- Недостаточное развитие бюро кредитных историй, вследствие недавнего его появления;
- Невозможность страхования от кредитных рисков;
- Жесткие экономические нормативы со стороны Центрального банка;
- Высокий уровень инфляции;
- Недостаточное развитие банковской системы.
Осуществление комплексного банковского обслуживания сопровождается высокой конкурентностью, на которую влияют: ценовая политика, способы продвижения продуктов и услуг, качество услуг банков.
Факторы, влияющие на возможность осуществления комплексного обслуживания
Так же, существуют факторы, которые влияют на возможность коммерческого банка осуществлять комплексное обслуживание физических лиц:
- Финансовый. Цены на те или иные услуги и товары должны обладать конкурентоспособностью по отношению к таким же услугам и продуктам других банков.
- Правовой. Кредитная организация должна иметь необходимые лицензии для осуществления тех или иных услуг, включенных в состав комплексного обслуживания. Так же, необходимо законодательное разрешение на осуществление определенных видов услуг.
- Организационный. Для оптимальной работы у банка должна быть широкая сеть филиалов, офисов, а так же расположение данных точек должно быть удобным для клиентов.
- Имиджевый. Банк должен обладать положительной деловой репутацией на рынке банковских услуг. Так же, необходимо продвигать свои товары и услуги населению, а это зависит от правильного сегментирования рынка.
Классификация клиентов для комплексного обслуживания
При осуществлении комплексного обслуживании физических лиц так же выделяют их классификацию:
В зависимости от необходимости и заинтересованности клиента в данном виде обслуживания:
- Клиенты, которые осуществляют только разовые операции;
- Клиенты, которые неоднократно пользуются услугами коммерческого банка;
- Клиенты категории VIP.
В зависимости от уровня получаемого дохода клиентами:
- Нижний класс. Возможность удовлетворения базовых потребностей;
- Средний класс. Доходы, получаемые данной группой населения, позволяют осуществлять вложения, а так же инвестиции;
- Высший класс. Сюда относят клиентов с высоким уровнем доходов.
Факторы риска комплексного обслуживания
Факторы, которые влияют на появление рисков в ходе комплексного банковского обслуживания:
- Экономический. В данном случае роль играет уровень инфляции, уровень доходов клиентов, степень безработицы, система налогообложения граждан и другое.
- Политический. Положение страны на уровне экономики, уровень поддержки государством банковской системы и т.д.
- Правовой. Актуальность нормативно-правовой базы, уровень жесткости норм законодательства и т.д.
- Социальный. Степень оснащенности населениями знаний, касающихся экономики и банковской сферы, уровень доверия населения экономике, государству и банкам и прочее.