Преимущества и недостатки банковского обслуживания клиентов в России
Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом конкретном случае зависит, прежде всего, от категории клиента. Одним из наиболее важных и прибыльных направлений обслуживания для банка является корпоративный сектор.
Сравнение основных преимуществ и недостатков банковского обслуживания корпоративного и розничного сектора можно представить следующим образом:
Плюсами обслуживания юридических лиц являются:
- большие объёмы оборотов и остатков по их счетам;
- высокие процентные и комиссионные доходы банков при обслуживании корпоративного бизнеса;
- высокие гарантии при установлении длительных и устойчивых партнерских отношений банков для привлечения клиентов на обслуживание и потребление ими больших размеров услуг;
- юридические лица - это постоянные участники перевода денежных средств;
- крупные размеры единичных платежей и др.
Положительные стороны в банковском обслуживании физических лиц состоят в привлечении на обслуживание граждан более дешевой основе; возможности быстрейшего увеличения объёма клиентской базы; разработки стандартного набора банковских продуктов и услуг, доступных условий их получения, что позволяет массовое привлечение на обслуживание населения; широкое использование при обслуживании банковских карт; большие размеры проводимых банками операций.
Минусы в банковском обслуживании юридических лиц заключается в том, что само обслуживание более дорогое для банков, и, конечно, требуют индивидуальных подходов, участия в продвижении бизнеса клиентов, разработок программы лояльности, что приводит к увеличению их затраты.
Для физических лиц недостатки связаны с вероятностью единичных обращений в банки граждан (например, только за ссудой); небольшими величинами единичных переводов, оборотами по счетам населения и остатками средств на них; более низкими процентными и комиссионными доходами банков.
Обращение субъектов хозяйствования в банк на обслуживание увеличивает вероятность установления длительного и устойчивого партнерства с банком и потребления клиентом большего количества услуг. При этом, банк несет более высокие затраты по их обслуживанию, вынужден разрабатывать и внедрять в практику индивидуальный подход к клиентам, участвовать в развитии бизнеса клиента, разрабатывать программы лояльности. Однако, доходы от обслуживания корпоративных клиентов экономически оправдывают данные мероприятия и работа банка с корпоративным сектором является приоритетной.
В современных условиях экономического развития РФ один из основных способов увеличения доходности от банковского обслуживания становится классификация клиентов, которая даёт возможность выделять их наиболее перспективные категории для усиления соответствующих направлений с целью повышения эффективности своей деятельности. Структура и качество клиентских баз влияет на объемы и состав дополнительно привлеченных источников банковских ресурсов, на возможности роста ссудного портфеля, а также на величину проводимых через банк переводов.
Принципы построения банковского обслуживания в РФ
Как правило, при построении банковского обслуживания кредитные организации основываются на следующих принципах:
- Принцип партнерства. Данные отношения характерезуются определенными свойствами: добровольностью, взаимозаинтересованностью, коммерческим характером взаимодействий банков с клиентами.
- Принцип длительного взаимодействия банковского учреждения с каждым конкретным клиентов. Этот принцип предусматривает, что банковское обслуживание оказывается на протяжении установленного срока или бессрочно.
- Принцип комплексного банковского обслуживания, т.е. банки заинтересованы оказать клиентам весь спектр услуг, в которых они нуждаются.
- Клиентоориентированность, стратегическое партнерство, персонализация и индивидуализация – следующий принцип банковского обслуживания, который предусматривает ориентирование банков на реальные потребности клиентов.
Персонализация и индивидуальный подход характеризуются реальными потребностями клиентов.
Таким образом, в целях установления и укрепления взаимоотношений с клиентами деятельность кредитных организаций по банковскому обслуживанию в РФ должна ориентироваться на потребностях клиентов, заинтересованности их бизнесом и участием в его развитии, на максимальной реализации своего потенциала, поддержании интересов клиентов к коммерческому банку, готовности индивидуальной работы, как с крупными клиентами, так и отдельными гражданами и др.