Понятие «бухгалтер по банковским операциям» и основные требования к организации его деятельности
Бухгалтер по банковским операциям – это работник, для которого должностными инструкциями закрепляется выполнение этих операций (приём, оформление, контроль расчётно-денежных и других документов, отражение банковских операций по счетам бухучёта), при этом исключаются работники, которые обрабатывают информацию с использованием средств автоматизации и не входят в структурное подразделение бухгалтерского аппарата.
Бухгалтерский работник при выполнении банковских бухгалтерских операций и ведении учёта подчиняется главному бухгалтеру кредитного учреждения.
Организация деятельности структурного подразделения бухгалтерии банка должно основываться на принципе функционирования единого бухгалтерского звена: департамента, управления, который формирует специализированные отделы, объединяя в них сотрудников в операционные бригады. Работникам предоставляются права ответственных исполнителей, и они единолично оформляют и подписывают документы по утверждённому кругу банковских операций, исключение составляют документы по операциям, требующим дополнительного контроля.
Конкретно обязанности бухгалтерского работника и распределение обслуживаемых им банковских счетов определяет главный бухгалтер кредитного учреждения или по его поручению начальник отдела. Главным бухгалтером утверждается положение об отделах.
Распоряжение руководителя банка по ведению бухучёта и конкретные обязанности бухгалтера, закрепление за ним счетов по отражению банковских операций, а также внесение изменений оформляется в письменной форме.
Кредитной организацией самостоятельно определяется длительность операционного дня, т.е. операционно-учетный цикл, включающий определённую календарную дату. Он должен отражать все совершенные банковские операции, оформляющиеся и отражающиеся в бухучёте по балансовому и внебалансовому счетам с ведением ежедневного баланса. Организация рабочего дня бухгалтера по банковским операциям должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы она обеспечивала возможность своевременно оформлять документы и отражать их в бухучёте на балансовых и внебалансовых счетах с ведением ежедневного баланса.
Обязанности бухгалтера по банковским операциям и их краткая характеристика
Бухгалтерский учёт и хранение соответствующих банковских документов организуется руководителем кредитного учреждения. Формирует учётную политику, ведёт бухгалтерский учёт, своевременно представляет полную и достоверную бухгалтерскую (финансовую) отчетность главный бухгалтер банка.
Главный бухгалтер следит за соответствием осуществляемых операций российскому и банковскому законодательству, движение имущества и выполнение обязательств банка также подвергается его контролю.
Требования главного бухгалтера при документальном оформлении той или операции и представление в бухгалтерию необходимого количества и определённой формы документов и обязательных сведений подлежат исполнению всеми работниками кредитного учреждения.
Подпись главного бухгалтера или уполномоченного им должностного лица обязательна при исполнении расчётно-денежных документов.
Бухучёт совершаемых банковских операций по счетам клиентов, имуществу банка, требованиям, обязательствам и фактам хозяйственной жизни кредитного учреждения ведется в рублёвом эквиваленте.
Бухгалтер по банковским операциям при своей работе должен руководствоваться положением №579-П, утверждённым ЦБ РФ 27.02.2017.
Планом счетов кредитной организации в соответствии с указанным положением предусматривается четыре главы:
- Балансовые счета «глава А».
- Счета доверительного управления «глава Б».
- Внебалансовые счета «глава В».
- Срочные операции «глава Г».
Главы в свою очередь делятся на разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка по которым бухгалтер банка обязан проводить соответствующие банковские операции.
Нижеприведённые принципы и качественные характеристики ведения бухгалтерского учёта должны соблюдаться бухгалтером при обработке расчётно-денежных документов:
- Непрерывность осуществления банковской деятельности.
- Отражение банковских доходов и расходов производится по методу «начисления», т.е. по факту совершения операций, предусматривающих их получение или выплату.
- Доходы и расходы бухгалтером должны отражаться в бухучёте в том периоде, к которому они относятся.
- Постоянство правил бухгалтерского учёта. При этом бухгалтер должен всегда использовать одни и те же правила бухучёта, кроме случаев предусмотренных законодательством.
- Осторожность.
- Активные и пассивные операции, доходы и расходы банка бухгалтер должен оценивать и отражать в учёте разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы сократить риски потерь.
- Своевременность отражения операций.
- Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом бухгалтер обязан счета активов и пассивов оценивать отдельно и отражать в развёрнутом виде.
- Преемственность входящего баланса. Остаток на балансовом и внебалансовом счете на начало текущего отчётного периода должен проверяться бухгалтером на соответствие остатку на конец предшествующего периода.
- Приоритет содержания над формой. Операции бухгалтером должны отражаться в соответствии с их экономическим смыслом, а не с их юридической формой.
- Открытость.
- Оценка активов и обязательств.
Активы принимаются бухгалтером банка по их первоначальной стоимости, в дальнейшем могут оцениваться и переоцениваться в соответствии с требования законодательства. Обязательства отражаются бухгалтером в соответствии с условиями договоров для обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения.