Электронная банковская система представляет собой способ безналичного обращения денежных средств, проведения расчетов, оказание различного рода банковских услуг, через электронные системы обслуживания клиента. Данная система позволяет управлять своими счетами и осуществлять банковские операции дистанционно.
Услуги, предоставляемые электронным банком в точности такие же, как и в отделении банка. Единственное отличие состоит в том, что на операции, проводимые через электронный банк, могут быть наложены некоторые ограничения.
Электронный способ связи с банком обеспечивает удобство, оперативное управление имеющимися денежными средствами, быстроту выполнения расчетных операций, быстрый доступ к своим счетам и т.д.
Способы организации электронных банковских систем
Рассмотрим основные возможности электронного банкинга:
- Электронный банкинг подразумевает собой полную самостоятельность клиента в действиях. Так, можно самостоятельно и в короткие сроки открыть счет в банке. Банк предлагает клиентам следующие услуги – открытие счета, создание кошелька, перевод, хранение, накопление денежных средств, расчетные операции. Клиент самостоятельно управляет своим счетом и своими операциями.
- Электронные расчеты. В настоящее время, практически все банки пользуются электронным обменом данных. В эти данные входят: квитанции, счета-фактуры и другие финансовые документы.Чтобы произвести расчетные операции, клиенту необходимо наличие интернет соединения, а так же специализированной банковской программы на устройстве. Проведение данных операций обеспечивается безопасностью, а так же быстротой выполнения.
- Электронный банк документов. Данная опция представляет собой порядок содержания и хранения документации. Коммерческий банк предоставляет клиенту гарантии полной безопасности. А операции, которые подразумевают использование электронных документов сопровождаются проверками безопасности (пароли, коды, цифровая подпись).
- Электронный «Банк-клиент». Данная функция представляет собой программное обеспечение, с помощью которого у клиента есть возможность управлять своими счетами в банке дистанционно и самостоятельно. В основном, данной программой пользуются юридические лица и предприниматели. Этот способ организации работы банка с клиентом позволяет быстро и безопасно обмениваться финансовой документацией. Сейчас, практически все коммерческие банки используют в своей деятельности программу «Банк-клиент». Данная электронная программа устанавливается на компьютер клиенту, а так же контролируется и регулируется работниками банка.
- Электронный банкинг для частных клиентов. Он представляет собой комплекс услуг, которые предоставляются клиенту в электронном виде. Удобство заключается в быстром и простом доступе к своим счетам, а так же быстрое обслуживание. Благодаря данным программам, клиент может самостоятельно осуществлять переводы, платежи напрямую продавцу, открывать вклады, заказывать выписки по счетам, оформлять кредит и т.д.
- Пластиковые банковские карты. Работа с банковскими карточками необходима для каждого коммерческого банка, поскольку карты дают возможность увеличивать объемы привлеченных ресурсов, ими являются те денежные средства, которые клиент внесет на свою банковскую карту. Выпуск, а так же использование различных функций на банковской карте, в том числе и ее обслуживание банком, предполагает собой взимание с клиента определенной комиссии. Что относится к минусам использования карт банком, для банка карта является затратным методом электронного обслуживания.
- Электронные расчеты коммерческого банка. Данные расчеты представляют собой экономические отношения между клиентом и клиентом, клиентом и банком, клиентом и другими структурами (в осуществлении платежей). Суть электронных расчетов заключается в проведении электронного документооборота, передачи соответствующей информации для проведения расчетов. Достоинством является безопасность, оперативность, экономичность (во времени и финансах, если комиссии электронного банкинга и отделения банка отличаются).
Достоинства и недостатки применения электронных систем коммерческим банком
Достоинства:
- Довольно таки конкурентный вид банковского обслуживания;
- Уменьшение времени работы служащих банка;
- Получение дополнительного дохода в виде комиссий.
Недостатки:
- Большие затраты на приобретение, ввод в эксплуатацию, обслуживание программного обеспечения;
- Затраты на обучение сотрудников.
Достоинства и недостатки электронного банка для клиентов
Достоинства:
- Дистанционный доступ к своим счетам и функциям банка;
- Наибольшая защищенность информации;
- Получение всей необходимой информации в связанном виде;
- Выбор банка независимо от географического положения.
Недостатки:
- Высокие требования к программному обеспечению, устройствам, на которые должна быть установлена программа электронного банкинга;
- Уплата комиссий за обслуживание.