История развития турецкой архитектуры
Исторически развитие турецкой архитектуры можно разделить на четыре периода:
- «Дотурецкий» период (до XI в.);
- Сельджукский (XI-XIII в.);
- Османский (XIV-XIX вв);
- Современный (с конца XX в.).
Каждый период также делится на несколько этапов, однако архитектурные сооружения средних слоев населения не представляют особого интереса, так как достаточно однотипны.
Если говорить о турецкой архитектуре, то необходимо остановить свое внимание лишь на самых ярких и известных творениях: правительственные здания, мечети, медресе, общественные бани, караван-сараи.
«Дотурецкий» период
Вплоть до XI века, территория современной Турции была неоднородна, состоящая из нескольких государств со своей культурой и архитектурой: Троя, Хетты, Греция, Персия, Лидия, Римская империя, Византийская империя. В это время создаются воистину впечатляющие памятники архитектуры. Вот некоторые из них:
- Собор Святой Софии;
- Архитектурные сооружения в Каппадокии;
- Монастырь Сумела;
- Город Ани;
- Аспендос;
- Пергам.
Собор Святой Софии (Айя-София ) (Рис.1). Собор является известным памятником архитектуры византийского зодчества. Им вдохновлялись и ему подражали при сооружении других объектов архитектуры данного периода. Он принадлежит к числу самых красивых зданий мира и давно признан одним из главных памятников архитектуры Стамбула.
Рисунок 1. Собор Святой Софии (Айя-София ) в Турции.
Внешне здание собора украшено керамическими фресками, что напоминает о могуществе старого Константинополя. Тонкие минареты украшают Софийский собор.
Руины Эфеса. Эфес — город, который насыщен памятниками и дорогами с мраморными колоннами. В Средиземноморском регионе Эфес один из самых сохранившихся римских городов. Руины Эфеса переносят нас в эпоху Римской империи, а именно в ее Золотой Век.
Деревня Гёреме в Каппадокии (Рис. 2) признана одной из самых красивых деревень в мире. Уникальность деревни заключается в том, что фасады каменных домов вырезаны в скальных породах, за которыми скрывается череда пещер, в которых и сейчас живут люди. Здесь же находятся несколько старинных церквей.
Рисунок 2. Деревня Гёреме, Турция.
Дворец Топкапы — завораживающий мир турецких Султанов. Роскошь дворца не знает границ. Здесь строилась империя османских султанов. Интерьерная часть дворца отделана драгоценными камнями, символизирующими могущество и богатство правителей.
Монастырь Сумела — расположен на высоком утесе монастырь Девы Марии, звездная достопримечательность Турции. Церковные интерьеры и стены украшены яркими фресками. Монастырь принадлежит Византийской эпохе.
Город Ани — столица армянского королевства X столетия. Город известен как город тысяча и одной церкви. Оригинальные кирпичные здания до сих пор гипнотизируют своих посетителей своей своеобразной красотой. Одним из самых известных сооружений города является Церковь Святого Григория, со своей продуманной специфической кладкой из красного кирпича и частью разрушенных фресок.
Аспендос — древнеримский город на территории современной Турции. Театр древнего города — прекраснейший пример античности. На территории Аспендоса расположен величественный акрополь, фундамент разрушенной базилики, древняя торговая площадь — Агора, здание сената — Булевтерий, Нимфей — святилище, созданное для воспевания нимф.
Пергам - одно из самых атмосферных мест в Турции, греко-римские руины будто возвращают посетителей в эпоху древних римлян.
Цистерна Базилика — уникальное для своего времени подземное сооружение, являющееся водохранилищем. Ряд колонн со скульптурами древних мифологических героев подпирают своды огромного помещения.
Сельджукский период
Сельджукская империя существовала до прихода турок на территорию Анатолии (совр. Анталия), приблизительно в XI веке. Она включала в себя еще и Иран — государство с очень высоким уровнем культуры и достаточно развитой архитектурой. Турки позаимствовали у иранцев навыки строительства, которые оказали положительное влияние на сферу строительства и всю архитектуру периода.
Сельджукский период отличается простотой и элегантностью архитектурных форм, с присущей гармоничностью пропорциям здания. Кроме того, для периода характерны богатство и изысканные детали, что особенно характерно для парадных дверей и входных ворот. Внутренние дворики еще одна неотъемлемая часть периода.
К сельджукскому периоду относятся следующие значимые в архитектуре постройки:
- Медресе Каратай в Конье;
- Идже-Минар в Конье;
- Медресе Сырчалы;
- Чифте-Минар в Эрзеруме.
Медресе Каратай. Большой купол, колонны, взятые из греческой архитектуры, а также арабская вязь по камню и дереву – считаются настоящим шедевром архитектурного таланта того времени. Уникальность проявляется в каждой детали: изображение святых на стенах, чудесная керамическая мозаика на полу.
Идже-Минар. Сооружение относится к закрытому типу медресе с одной террасой и парадной дверью с восточной стороны здания. С двух сторон от входа расположены столбы с росписью растительным орнаментом. Умиротворенность создает огромный двор, накрытый огромным куполом. В центре двора расположен бассейн. Фасад, в отличии от остальных кирпичных частей сооружения, выполнен в камне.
Османский период
Османский период оказался под большим влиянием византийской архитектуры и строительных традиций Египта.
Для архитектуры османского периода характерны такие архитектурные элементы как купола, арки, своды. Обобщенно архитектура османского периода представлена как архитектура Средиземноморья и Ближнего Востока.
Одним из ярких примеров архитектуры Османского периода является Мечеть Сулеймание (Рис. 3), которая была построена правителем Османской империи Сулейманом Великолепным в середине XVI века. Строительство велось семь лет, были привлечены лучшие мастера со всего мира. В итоге комплекс включил в себя школу, библиотеку, обсерваторию, бани. Выдающийся турецкий архитектор Синан смог объединить в сооружении уникальный турецкий стиль с новейшими на тот момент разработками, позволяющими создавать запас прочности зданию для возможности противостоять частым землетрясениям, возникающим в той области.
Рисунок 3. Мечеть Сулеймание - символ архитектуры Османского периода в Турции.
Современный период
Начавшаяся при Кемале Ататюрке политика секуляризации не могла не оказать влияния на современную турецкую архитектуру. Данное влияние выразилось в том, что строительство национальной архитектуры – мечетей, медресе и других культурных сооружений перестает поощряться государством, в связи с чем большой толчок к развитию получает современная турецкая архитектура.
Кроме того, современная турецкая архитектура отличается отсутствием преемственности. Так, с 1920 года основными архитектурными сооружениями Турции становятся офисы, гостиницы, музеи, правительственные здания и пр. Главные особенности современного стиля архитектуры Турции заключаются в простоте, функциональности и модернизме.
Современная школа турецкой архитектуры связана с именами: Клеменс Хольцмайстер и Онат, Седат Хаким Элдем.
Архитектурные сооружения Турции отличаются своим разнообразием. Практически все здания украшены изразцами. Большая часть сооружений построена из натурального камня (бани, дворцы, цитадели). Широкое распространение получила керамическая облицовка фасадов, а также орнаментная резьба. К характерным чертам, отличающих турецкую архитектуру, относятся каллиграфические надписи, геометрические фигуры, растительные мотивы. Объем и глубина узоров достигалась путем использования архитекторами «света и тени».