Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Стасовское» направление в архитектуре второй половины ХIХ века

Архитектура второй половины 19 века

Одной из главных тенденций в архитектуре, с которой стоит начать рассматривать этот период, является переход от русского классицизма, длившегося почти век, к эклектике. Эклектику зачастую не относят к архитектурным стилям, поскольку сама она ничего не создает, а лишь сочетает уже разработанные ранее элементы других стилей.

Этот микс одновременно подражает древнерусскому стилю, барокко, готике, ренессансу.

В этот период возводятся несколько знаменитых сооружений:

  • Большой Кремлевский дворец, архитектор К. А. Тон;
  • Чайный дом на Мясницкой;
  • храм Христа Спасителя, архитектор К. А. Тон;
  • собор Святого Владимира в Севастополе.

Источником вдохновения для архитекторов служили традиции, но они пересматривались и смешивались на новый манер. При этом строительство шло высокими темпами, строились и жилые дома, и торговые дома, и дворцы и храмы.

В это время возрождается интерес в древнерусской и византийской архитектуре, которые в своем новом воплощении именуются «русский стиль». В нем объединены черты византийского зодчества и зодчества Древней Руси.

Помимо эклектики историки выделяют и «кирпичный стиль», в котором выполнены Исторический музей в Москве и гимназия в Красноярске.

Определение 1

Эклектика – это смешение стилей, жанров, элементов, образов, концепций и парадигм. Этот термин можно встретить и в архитектуре, и дизайне, и в философии, и даже в религии. Синонимами эклектики являются разнообразие и сочетание.

«Стасовское» направление в архитектуре второй половины ХIХ века

Творчество архитектора Василия Петровича Стасова оформилось в отдельное направление, названное «стасовским». Он один из немногих архитекторов, которые работали и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Василий Петрович родился в дворянской семье. Он учился в московской гимназии при Университете. После смерти отца и старшего брата Стасов поступил на службу, в возрасте 14 лет начал свою карьеру чертежником, позднее дорос до помощника архитектора. С 1797 года он является архитектором Главной соляной конторы. В 1802 году Стасов был отправлен на обучение за рубеж, посетил Францию и Италию.

««Стасовское» направление в архитектуре второй половины ХIХ века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Самой значимой его постройкой считают Павловские казармы, для их возведения требовалось провести благоустройство Марсова поля. Длина казарм составляет более 150 метров, протяженный фасад обращен к Марсовому полю, а короткий смотрит на Большую Миллионную улицу. В центре главного фасада расположен традиционный портик с 12 колоннами, над ним располагается ступенчатый аттик, по бокам расположены небольшие портики, увенчанные фронтонами. Эти казармы больше напоминали дворец, чем невзрачное утилитарное строение. На марках 1948 года можно увидеть фотографию здания и портрет Стасова. Также к известным постройкам Стасова относятся Преображенский собор и Троицкий Собор, но вершиной его творчества считаются триумфальные ворота в Петербурге, которые являются памятником победителям в войне с Турцией.

В Петербурге Стасов возводит следующие сооружения:

  • Академия Наук;
  • Ямской рынок;
  • Павловские казармы;
  • Спасо-Преображенский собор;
  • Троице-Измайловский собор;
  • Нарвские триумфальные ворота;
  • Московские триумфальные ворота.

Храм Александра Невского в Потсдаме, Архитектор В. П. Стасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Храм Александра Невского в Потсдаме, Архитектор В. П. Стасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Бюст архитектора Стасова установлен в Санкт-Петербурге на Троицкой площади.

Творчество Стасова занимает особое место в русской архитектуре, поскольку доказывают, что красивейшее здание может иметь самое простое назначение. Его работами завершается эпоха классицизма. В своих проектах Стасов развивает идеи ампира, используя строгие формы дорического ордера. Но при этом считается, что именно Стасов был предшественником Константина Тона. Первый памятник, относящийся к русскому стилю (храм Александра Невского в Потсдаме), был спроектирован Стасовым. Русский стиль образовался на фоне стремления к национальной выразительности. Храмы, созданные Стасовым, были нехарактерными для тенденций архитектуры тех лет, когда они создавались. Стасов предвосхитил новое направление архитектуры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot