Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сербо-византийская архитектура

Особенности сербской архитектуры

Для сербского искусства характерной особенностью является обильное применение в религиозных сооружениях декоративной скульптурной пластики. Известно, что первоначально здесь преобладали мотивы, связанные с романскими, которые были распространены в Италии и Далмации. Богатый скульптурный декор, отсылающий к некоторым западноевропейским образцам архитектуры, имеет церковь Пантократора в монастыре Дечани. Сербо-византийская архитектура оптимально воплощала особенности византийской архитектуры.

Замечание 1

Интересно, что некоторые образцы сербско-византийской архитектуры отличались мотивами и техниками, заимствованными из региона Кавказа.

Таким образом, можно утверждать, что на сербское искусство повлияла в некоторой мере и мусульманская архитектура.

Статья: Сербо-византийская архитектура
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Следует отметить, что сербская фресковая живопись весьма самобытна. Живопись XIII века продолжала византийские традиции, которые пронизывали Сербию уже в XII веке (церковь святого Пантелеймона в Нерези). В некоторых подобных фресках манера изображения людей весьма специфична, ведь мастера стремятся к реалистичности. В этой связи некоторыми специалистами отмечается сходство с итальянским искусством первой половины XIII века.

Монастырь Дечани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Монастырь Дечани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Изучением сербской иконописи специалисты занялись сравнительно недавно. Итальянским влиянием отмечаются следующие работы:

  • миниатюра «Призренское Евангелие»;
  • «Мюнхенская Псалтырь» (конец XIV века);
  • «Мирославова Евангелия».
«Сербо-византийская архитектура» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В целом, считается, что рисунки сербских иконописцев и миниатюрщиков менее совершенны, но более реалистичны и жизненны. По своему качеству эти изображения, несомненно, соответствуют византийским портретам того же времени.

Катастрофа, поразившая Сербию в XV веке, прервала многообещающую художественную традицию страны. В период господства Турции многие традиции национального искусства по возможности сохранялись, однако, прогресс в этом направлении полностью прекратился.

Немногое известно о творчестве некоторых сербских эмигрантов в Венгрии. Они смогли найти себе прибежище в чужом государстве и продолжить свою творческую деятельность. В память о них осталось несколько церквей и монастырей, построенных в период с XVII по XVIII век.

Сербо-византийский стиль

Современный сербо-византийский стиль или национальный стиль Сербии – это стиль в сербской архитектуре, продолжавшийся со второй половины XIX века до первой половины XX века. Такое архитектурное направление возникло в традициях сербо-византийской школы и являлось частью международного нео-византийского стиля.

Считается, что стиль появился по причине романтического духа, господствовавшего в Европе в первой половине XIX века. Начальный этап этого стиля можно рассмотреть, как «сопротивление» влиянию «западного стиля», такого как классицизм или необарокко. Стиль характеризуется формами и украшениями, появившимися в эпоху сербско-византийской архитектуры. Следует заметить, что этот стиль не ограничивается лишь религиозными сооружениями, фактически он применялся и в строительстве светских зданиях.

Современная интерпретация сербо-византийского стиля состоит из трех «частей». Первая сформировалась под влиянием «западных стилей», но в ней также присутствовали и элементы византийской архитектуры. Типичным примером этого периода можно назвать церковь Св. Георгия в Смедерево. Здесь объем сооружения делится на пять куполов, имеющих в плане форму «греческого креста».

Вторая «часть» стиля связана с расширением и укреплением Сербии как королевства. В этот период строится большое количество церквей и других сооружений. За территорией Сербии стиль встречается редко.

Третья, заключительная «часть», связывается со временем между двумя мировыми войнами. В этот период произошло внезапное распространение стиля. Он проникает и в другие дружественные Сербии государства. Вторая мировая война становится поворотным моментом в сербской архитектуре, поскольку все формы историзма перестают быть популярными после военных действий. Сербо-византийский архитектурный стиль не стал исключением.

Архитектура Сербии

Сербская архитектура имеет богатую и разнообразную историю. Она включает в себя некоторые европейские стили, а также сербо-византийскую архитектуру.

Насыщенная история Сербии способствовала развитию народной архитектуры и разнообразию региональных стилей. В некоторой степени это было сделано специально, для того, чтобы каждый регион страны имел индивидуальную архитектуру.

Если говорить о храмовой архитектуре, то первоначально церкви строились из дерева. Такие сооружения располагаются, как правило, в бедных населенных пунктах, где население не могло себе позволить каменное сооружение. Наиболее известным сербским образцом религиозной архитектуры можно назвать монастырь Студеница, основанный Стефаном Неманья. Это сооружение внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь отличается бесподобными фресками (в том числе и в византийской стилистике). Интересно, что впоследствии при строительстве других монастырей в Милешеве. Сопочани и Високи Дечани зодчие основывались на формах именно данного монастыря.

Монастырь Студеница. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Монастырь Студеница. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К началу XVII века многие православные церкви Сербии, особенно в Белграде, начали принимать внешний вид барочных европейских церквей. Специалисты находят некоторые общие черты с церквями Австрии, построенными в тех регионах, где жили сербы. В качестве наружной отделки стен часто использовался лак, вместо каменного рельефа и облицовочного кирпича. Типичная сербо-византийская церковь в этот период имеет прямоугольный фундамент. Главный купол обычно располагается в центре, меньшие купола окружают его по периметру. В качестве внутреннего декора здесь обычно используются фрески, на которых изображены различные библейские сцены и лица святых.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot