Этруски придавали важное значение храмам. Как правило, для их строительства использовали дерево и кирпич-сырец. Большое влияние на этрусскую храмовую архитектуру оказали греки.
Этрусские храмы, в отличие от греческих, стояла на подиуме. За входным портиком находилось основное помещение, которое делилось на три продольные части – это были святилища богов.
Тосканский ордер
В этрусских храмах использовался так называемый тосканский ордер. Он был архаической разновидностью дорического. Своим названием он обязан Тоскане, на месте которой находилась Этрурия.
Для тосканского ордера характерны следующие особенности. Во-первых, капитель. По форме она дополняется перехватом (выемкой, шейкой). Вторая особенность, это антаблемент, который состоял из двух лежащих рядом деревянных балок. Еще одна особенность – это крыша. Она служила карнизом.
В тосканском ордере отсутствовали фриз и каннелюр.
К числу других особенностей относятся: гладкие колонны, высота которых соответствовала семи ее нижним диаметрам. Обычно колонны имели базы.
Тосканский ордер отличается легкостью пропорций.
Данный тип храма стал основой для более поздних римских храмов.
Главный признак храмовой архитектуры этрусков – это фасадность сооружения.
К шедеврам этрусской архитектуры относятся три храма на акрополе Марцаботто. Выступавшие над портиками крыши этрусских храмов поддерживали тосканские колонны с капителями. Колонны располагались на большом расстоянии друг от друга, благодаря чему создавалось ощущение широты пространства портика.
Для украшения храмов этрусские мастера изготавливали статуи. В основном их делали из терракота. Скульптуры выполняли не только декоративную, но и культовую роль. Одним из примеров таких украшений являются терракотовые скульптуры храмов из Вульчи (VI в. до н. э.). В частности, в Вейях скульптор выполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны. Считалось, что антефиксы защищали храмы от действий злых сил.
Архитектурное наследие этрусков оказало огромное влияние на римскую архитектуру, при этом римляне были знакомы не только с этрусскими достижениями, но и с достижениями ведущих цивилизаций Средиземноморья того времени.
Ордера в архитектуре Древней Греции
В жизни греков храмы тоже играли важную роль. Храмовые постройки были самыми распространенными объектами строительства греческих зодчих и являются величайшим достижением греческой архитектуры.
Греки старались жить в гармонии с окружающим миром, поэтому большое внимание уделяли красоте храмов. Храмы строились по определенным регламентам. Так сложилась система ордера — это соотношение между частями храма, количеством колонн и их размерами.
В греческой архитектуре выделяют три стиля – ионический, дорический, коринфский.
Родиной ионического стиля является Ионическая область в Малой Азии, откуда он попал в Грецию. Для этого стиля характерны нарядные стройные колонны. Часто их даже сравнивают с женским телом. У колонн было основание – базы. Считалось, что женщине нужно на что-то опираться. Средняя часть капители была похожа на бараньи рога. По одной версии, завитки – это женские волосы, по другой – это завиток морской раковины.
Колонны в ионическом стиле можно увидеть в храме Ники Аптерос на Афинском Акрополе.
Также греческие мастера строили храмы в дорическом стиле. Такие храмы отличались мужественным величием и скромным декором. Окончательно дорический ордер сформировался к VI веку до н. э.
Для дорического ордера характерны следующие особенности: колонны без базы, ствол идет от стереобата, имеются каннелюры. Простая капитель состоит из круглой и лежащей на ней квадратной плиты.
Дорический ордер считается самым простым и лаконичным.
Наиболее изящным и утонченным является коринфский ордер.
Существует легенда о его возникновении. Она гласит, что скульптор Каллимах, гуляя по кладбищу, увидел на могиле недавно умершей девушки корзинку, в которой были сложены ее вещи. Их там оставила кормилица покойной. Корзину обвивали листья аката. Обвитая листьями аката корзина стала прообразом коринфского ордера.
Коринфский ордер считается самым сложным архитектурным ордером. У него высокая колонна с базой, стволом, каннелюрами и колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аката.
Высота колонн составляла 20 модулей, а их диаметр был равен 1/10 части высоты.
Визуально коринфский ордер выглядит очень гармонично и изящно.
Самой первой постройкой, в которой появились колонны коринфского ордера, был храм, возведенный в конце V века на территории Аркадии (область Пелопоннеса), в местечке Бассы. Позднее колонны в коринфском стиле появились в храме Зевса Олимпийского в Афинах.