Политическая мысль античности
Политическая мысль античности начального этапа характеризовалась следующими чертами:
- поиск модели государства, которая была бы идеальной и могла обеспечить порядок и справедливость;
- государство - единственная форма цивилизованного бытия человека;
- отсутствие четкой границы между философией, политикой и этикой, из-за чего политическая проблематика приобрела морализаторский и поучительный характер;
- ограниченность политической мысли рационализмом, обусловленным религиозным влиянием.
Философы Древней Греции, так или иначе, касались политической проблематики, поэтому в античности политические знания существовали в философско-этической форме.
Политическая мысль античности развивалась с участием Платона и его ученика Аристотеля. Свой вклад в ее развитие внесли работы Платона «Государство» и «Законы», а также трактат Аристотеля «Политика». Заметным было влияние Цицерона – видного общественного деятеля этого периода.
Древняя Греция и Рим политические идеи обобщили в такой уникальной общественной форме, как античный полис – город-государство. Это общественное политическое и государственное устройство было особым типом, опиравшимся на экономический и политический суверенитет общины в народном собрании свободных собственников и производителей, которыми были граждане полиса.
Рисунок 1. Платон и Аристотель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наличие власти у граждан полиса предполагало, что каждый гражданин имеет возможность голосовать в народном собрании и принимать участие в решении государственных вопросов.
Таким образом, полис был реальным воплощением единства политической структуры и гражданского общества – это была исходная социальная клеточка для появления западной цивилизации.
Однако вывод античных авторов имел ограниченный характер, поскольку полисы были замкнуты, отчуждены от остального мира и имели немногочисленность населения, поэтому оказались непригодными, т. к. уже тогда шло формирование больших национальных государств.
Платон и Аристотель жизнедеятельность общества как единого целого видели по-разному. Трактовка политики этих философов заложила две традиции в анализе политической сферы, которые развивались в западной политологии.
Платон был объективным идеалистом и считал, что люди наделены различными добродетелями и способностями от природы, поэтому он трактовал природу политики функционально.
Аристотель считал, что политика вытекает из сущности человека и его политических качеств.
По мнению Цицерона, осуществление взаимоотношения правителей и подданных должно строиться не только на принципах справедливости, но и регулироваться нормами естественного права. Это право для него было выше писаного закона.
Он считал, что государство и политика – это есть согласованное правовое общение, конечной целью которого должна быть реализация общего интереса.
Античные политики
Царь Древней Спарты –Ликург был одним из первых реформаторов государственного устройства, в основе которого лежало социальное неравенство. Его политические реформы были направлены на достижение социального мира в общине спартиатов.
Он убеждал граждан и издавал законы, чтобы те отказывались от владения землей в пользу государства, запрещал жить в роскоши, в обиход ввел понятие «равенства».
Однажды после жатвы в Лаконии, увидев снопы одинакового размера, он предложил так же обустроить государство, в котором бы жили равные и одинаковые граждане.
Другим крупным политическим реформатором античного мира был Солон – архонт Афин, который провел ряд довольно существенных реформ. Прежде всего, он ликвидировал долговое рабство, уничтожил привилегии родовой знати, по имущественному признаку распределил граждан на различные разряды. В историю Солон вошел как мудрый правитель и законодатель.
Рисунок 2. Реформа Солона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Его реформы пропитаны идеями компромисса и проведены были «властью закона, сочетая силу с правом». Один из его законов право гражданства предоставлял иностранцам, если они селились в Аттике вместе со своими семьями.
По его мнению, международные контакты способствуют симпатии к другому способу жизнедеятельности, развивают интерес и делают невозможными кровавые войны. Несмотря на то, что Солон принимал эмигрантов и предоставлял им права гражданства, но не одобрял обычай иметь две родины, был против двойного гражданства.
Реформы Солона преследовали идеи тесной связи между народами, развивали интерес к другому образу жизни.
Таким образом, реформы этих правителей положили конец монополии богов на создание законов.
Что касается политологической мысли Рима, то она носила совсем иной характер. Рим на своем закате жил в относительно стабильных мирных отношениях с соседями, но внутренние гражданские войны несли социально-политические потрясения – один военачальник объявлял себя сторонником Сената, его противник объявлял себя сторонником народа.
Солдаты противоборствующих сторон требовали земельных участков и, в конечном итоге, все заканчивалось тем, что бывшие арендаторы сгонялись с земли.
Все расходы покрывали за счет казни богатых граждан и присвоения их имущества. Такая практика имела место во времена правления молодых и жестоких императоров Рима – Нерона и Калигулы.
Вооруженные восстания рабов постепенно раскачивали общественный порядок Рима.
На внутреннюю жизнь Рима оказывал влияние еще один фактор – это осознание своей силы войском и его использование в общественной жизни. Суть в том, что в Риме был обычай убивать императоров и за вознаграждение выбирать нового, очередь которого наступала чуть позже.
Все, что положительного накопила история древнеримской политической мысли, пытался переосмыслить и вобрать в себя Марк Туллий Цицерон, живший в 106-43 гг. до нашей эры.
Философские взгляды Цицерона
Философским принципом Цицерона был эклектизм – попытка совместить противоположные положения. Он делал попытки примирить противоположные политические школы и в результате этого сделал вывод о том, что государству нужно смешанное политическое устройство.
Цицерон считал, что все части государственного организма должны быть примиренными. Это значило, что одна часть власти должна быть вручена авторитету выдающихся людей и некоторые дела предоставлены на усмотрение и волю народа.
Рисунок 3. Философские взгляды Цицерона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Говоря о формах государства, он в своем учении отстаивал «смешение» демократии, аристократии и монархии. По мнению Цицерона, согласованная работа народного собрания, сената и консульства тоже представляет собой образец государственного устройства.
Лицом царского начала, в его времена, был цезарь, власть первых представлял сенат, а элементом народной демократии – народный трибунат. Его мысль, что естественное право человека появилось раньше любых писаных законов, говорит о том, что он стоял у истоков «правового государства».
Государство должно воплощать в жизнь то, что является справедливым по своей природе. Его трактаты, написанные в форме диалогов, «О государстве» и «О пределах добра и зла» подчеркивают важность политических и государственных дел, и называет заботу о государстве и руководство ею «большим искусством».
Цицерон внес большой вклад в теорию международного общения, заложил правовые и гуманитарные основы, хотя, в общем, поддерживал стремление Рима к мировой гегемонии, выступая за террор против врагов.