Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культура штрихованной керамики

Характеристика культуры штрихованной керамики

Культура штрихованной керамики - культура лесной полосы Восточной Европы. Изучение этой культуры началось в конце XIX - начале XX вв. В это время начались раскопки ряда городищ.

Культура названа так по своеобразному приему декорирования внешней поверхности горшков. Поверхность горшков покрывали штрихами, наносившимися по сырой глине специальным штампом или пучком соломы. Штриховка наносилась беспорядочно, но, тем не менее, вертикальная или диагональная направленность все-таки соблюдалась.

Культура существовала в течение длительного времени. Ранние памятники этой культуры археологи Литвы датируют концом III – началом I тыс. до нашей эры.

На протяжении своего существования культура штрихованной керамики испытала эволюционные изменения. Проанализировав периодизацию данной этнокультурной общности, А. Митрофанов выделил сначала два, а потом три хронологических этапа.

Ведущими признаками культуры ранней штрихованной керамики были в основном холмовые городища, которые на раннем этапе укреплялись деревянными частоколами, по периметру опоясывавшими площадку поселения. Позднее появились земляные валы, которые были дополнительными элементами защиты.

Массовые городища для культуры были нехарактерны.

В поселениях были наземные одно и многокамерные постройки, которые отапливались каменными очагами. Очень важным элементом культуры является посуда. Представители культуры ранней штрихованной керамики пользовались горшковидными сосудами. Мисковидной посуды у них не было. По профилировке посуда, имевшая беспорядочную штриховку разной выразительности, подразделялась на баночную и слабопрофилированную. Штриховка покрывала всю поверхность сосуда. Горшки имели бедную орнаментацию, представленную ямочными вдавлениями.

Доминирующим в культуре был костяной инвентарь, кость использовалась для изготовления оружия, орудий труда, амулетов, украшений, предметов быта и др. Помимо костяных использовались изделия из камня, в основном это были рабочие топоры.

«Культура штрихованной керамики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Найденные археологамитигли, литейные формы говорят о бронзолитейном производстве, но изделий из бронзы обнаружено было очень мало. Чаще всего это были украшения и детали одежды.

В хозяйственной деятельности доминировало животноводство, охота и рыбная ловля тоже занимали существенное место. Земледелие развито было слабо, о его существовании говорят находки зернотерок.

Свое существование культура штрихованной керамики прекратила к середине V в. нашей эры. Остатки «штриховиков» на территории Белоруссии ассимилировались с носителями банцеровской культуры, пришедшей с востока.

Посуда культуры штрихованной керамики

Форма и орнаментация глиняной посуды являются важнейшим критерием перехода от одной культуры к другой. Керамический материал этой культуры своеобразен. Ребристые горшки пришли на смену баночным и слабопрофилированным сосудам и стали основой керамического комплекса новой общности.

Для производства ребристых горшков использовалась глина и зерна дресвы – это была основная формовочная масса. Сосуды обжигались на костре, и в результате на некоторых сосудах появлялись различных оттенков пятна – это следствие неравномерного нагревания. В целом керамика была светлых цветов – преобладали серые, бежевые, светло-коричневые тона.

Культура штрихованной керамики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Культура штрихованной керамики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примерно равное соотношение светлых и темных сосудов было обнаружено только на двух городищах – Ивань и Кащеличи.

Анализ керамического комплекса выделил три типа ребристых горшков, отличающихся формой изгиба венчика:

  • венчик, склоненный внутрь;
  • вертикально поставленный венчик;
  • край венчика, отогнутый наружу.

Отличительной особенностью ребристых горшков от баночных и слабопрофилированных был характер и направленность штриховки. В I в. нашей эры она, как правило, наносилась на тулове, от ребра до днища, а сам венчик оставался гладким.

Орнаментация ребристых горшков была еще одной отличительной особенностью. По способам нанесения декора и его видам она была более разнообразна. Декор наносился на ребро сосуда, реже его наносили на венчик.

Выделено несколько видов орнамента по способу нанесения – защипной, ямочный, пальцевых вдавлений, ногтевой, нарезной, оттиск специального штампа.

Защипной способ декорирования был самым распространенным с двумя вариациями – горизонтальными и вертикальными. Из этих вариаций преобладающим был горизонтальный.

Второе место занимал ямочный орнамент, наносившийся на ребре горшка в одну линию через интервалы. Ямки могли быть сгруппированы в треугольные композиции.

На ребре сосудов располагали и ногтевой орнамент, близкий пальцевым защипам. Менее всего использовался орнамент в виде нарезных линий, наносившийся на заглаженный венчик. Отмечались и такие композиции, которые были выполнены несколькими орнаментальными приемами.

Различные типы посуды в территориальном плане распределялись неодинаково. Горшковидные сосуды с прямым или отогнутым венчиком характерными были для западных районов, а острореберные сосуды – для восточных районов.

Специалистам еще не вполне ясно происхождение и историческая судьба культуры штрихованной керамики, поэтому данный вопрос требует тщательного изучения. Основная трудность изучения состоит в том, что памятники предшествующей эпохи почти не исследованы. Однако на основании ряда свидетельств можно предположить, что культура штрихованной керамики автохтонна по своей природе и сложилась на местной основе.

Городища культуры штрихованной керамики

Городища этой культуры, по наблюдению А. Г. Митрофанова, располагались по 2-4 поселения в каждой группе. Группы принадлежали отдельным родам.

Жилые постройки в ранних поселениях возводили по краю площадки городищ, в центре которых находились хозяйственные сооружения. Характерным типом жилища был большой наземный дом. Внутри он был разделен на несколько помещений.

Обнаруженное Митрофановым на городище Вязынка большое жилище, состояло из трех разных помещений. Южное помещение, самое крупное, имело длину 11 м. и ширину – 4.4 м. К его северной стене плотно примыкали еще два помещения.

Большие постройки на Малышкинском городище имели прямоугольную форму и строго членились на 4 одинаковых помещения. Специалисты предполагают, что конструкция стен была различной, так, например, основу стен на Збаровичском городище составляли вертикальные столбы – это была опора для перекрытия.

Об ином характере приемов домостроительства говорит отсутствие достаточного количества столбовых ям вдоль стен построек. Вполне возможно, что срубный тип построек в Белоруссии своими корнями уходит в поселения культуры штрихованной керамики.

Примечательно то, что стены построек этой культуры часто обмазывали глиной.

На городище Малышки был обнаружен замечательный комплекс построек идеально спланированный. Внутри большого дома все внутренние помещения относились к жилым. Свидетельством этого является наличие остатков открытых очагов, которые местами сохранились почти в своем первоначальном виде.

Конструкция их очень устойчива – край из камня или глины был приподнят, в результате чего очаг приобретал круглую или овальную форму. Большая стабильность отличала внутреннюю планировку жилищ.

В ряде жилищ встречались площадки, располагавшиеся на уровне очагов. Выложены они были из камней в один ряд, многие камни расколоты и сильно обожжены.

Скопление камней было обычным явлением в поселениях штрихованной керамики. По краям площадок городищ их было обнаружено особенно много.

Дата написания статьи: 03.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot