Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реконструкция идеологических представлений позднего палеолита

Памятники первобытного искусства доказывают, что уже в то время у людей было развито сознание. Образцы древнего искусства повествуют нам и о религиозных верованиях первобытных людей.

Тотемические представления

Так, охотники каменного века почитали силы природы, в первую очередь у них был распространен культ зверя. Зарождение культа зверя и охотничьего колдовства связано с роль охоты в жизни первобытных людей, ведь именно охота была их основным источником существования древних людей. Кроме того, животные играли важную роль в их сознании и верованиях.

Древние люди переносили на мир животных характерные для первобытных родовых общин отношения – брачные союзы, экзогамные нормы. Первобытные люди представляли себе мир животных в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Так зародился тотемизм – представление о том, что все члены данного рода происходят от какого-то животного или растения, поэтому тесно с ним связаны.

Согласно тотемическим представлениям, люди и животные имели общих предков. Древние люди верили, что звери могли превращаться в людей. Давая людям возможность употреблять в пищу свое мясо, они умирали. Если же люди сохраняли кости животных и совершали определенные обряды, то животные «оживали», «обеспечивая» общине изобилие пищи.

Первые зачатки такого первобытного культа животных были обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства позднего палеолита. Речь идет о созданных образах животных, среди которых мамонты, носороги, быки, лошади, олени, пещерный лев и медведь. Чаще всего встречаются животные, на которые охотились древние люди, это копытные.

Чтобы понять смысл этих пещерных рисунков, нужно знать условия, в которых они были созданы. Благодаря устойчивому гигроскопическому режиму в пещерах, изолированных от влияния температурных колебаний на поверхности земли, древние изображения хорошо сохранились.

«Реконструкция идеологических представлений позднего палеолита» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обычно рисунки располагались на расстоянии 800 метров от входа (например, в Нио, во Франции). Но люди не могли постоянно жить в глубине пещере, так как там царила вечная мгла, кроме того там было сыро.

Чтобы проникнуть в тайные хранилища пещерного искусства, археологам приходится пробираться в темную глубину пещер через узкие колодцы и щели, иногда ползком, и даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озера.

Наибольший интерес представляют находки, обнаруженные в пещере Монтеспан во Франции. Это лепные фигуры животных, в том числе медведя, вокруг которых на глинистом полу сохранились отпечатки человеческих ног, покрытые сталагмитовой коркой.

Медведь был изображен без головы, вместо нее было лишь глубокое отверстие. Между лапами он держал череп медвежонка, который, наверное, раньше прикреплялся к глиняной фигуре с помощью деревянного стержня, вставленного в отверстие.

Удивительную находку археологи обнаружили в пещере Тюк д ' 0дюбер во Франции. Открытие произошло в 1912 году. В ней были две фигуры бизонов, сделанные из глины. Вокруг фигур тоже были отпечатки босых ног, в некоторых местах были отпечатки всей ступни, а в некоторых – только пяток.

Скорее всего, это были следы первобытных охотников, которые исполняли какой-то обрядовый танец вокруг фигур бизонов с целью заворожить и околдовать настоящих бизонов, сделать их легкой добычей на охоте.

Представления первобытных людей в образах изобразительного искусства

О мыслях и чувствах первобытных художников и скульпторов говорят их рисунки. Древние люди рисовали бизонов с вонзенными в них дротиками или гарпунами.

Встречаются также изображения раненых зверей, умирающие животные с широко раскрытой пастью, из которой течет кровь.

На некоторых изображениях мамонтов присутствуют схематические рисунки, которые, возможно, изображают ловчие ямы для этих гигантских животных.

Иногда одни рисунки наслаиваются на другие, они довольно многочлены, что говорит о том, что рисунки делали не навсегда, а только для одного раза, для проведения какого-то обряда.

Особенно отчетливо это прослеживается на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, видимо, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой древние художники выцарапывали рисунок.

Колдовство

В период позднего палеолита люди совершали колдовские обряды. С ними, как считают археологи, были связаны женские статуэтки. Значение статуэток определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, которые верили, что «разделение труда» между мужчинами, убивающими животных, и женщинами, которые с помощью колдовства должны были притягивать животных к копьям охотников. Данное предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 27.11.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot