Вендельский период
Вендель – это период в истории Центральной и Южной Скандинавии, получивший свое название в честь некрополя Вендель в Швеции.
Период длился с конца VI века по конец VII века. Некрополь был открыт в 1882 г. на берегу одноименной реки, а его раскопки начались в 1893 г.
Богатые могильники этого периода были найдены в Вальсъерде, на острове Готланд и др. Обнаружены трупоположения в ладьях, парадное оружие и конское снаряжение, жертвенные животные, кузнечные инструменты, пиршественные наборы и др.
В этот период завершалось формирование и обособление родовой аристократии.
Вендель является ярким проявлением II и III звериного стиля германцев и связан с расцветом северо-европейского искусства.
Культура Скандинавии периода Вендель имела разнообразные связи с культурами англосаксов и севера континентальной Европы. Схожими у них были и процессы в общественной жизни.
Найденные в Венделе внушительные захоронения и богатые находки, говорят о том, что в это время там находился новый центр власти в Скандинавии. Могущественное племя свеев, к которому относились находки, заселять плодородные берега упландских водоемов начало уже в римский период железного века.
Здесь можно было обрабатывать землю на возвышенных участках. Позже племя свеев распространило свое господство на поселения, находившиеся вокруг, и создало союз поселений, находившихся под властью племенного вождя.
О том, что свеи являются могущественным народом, писал еще Тацит в своем очерке «Германия». Их влияние укрепилось в период великого переселения и распространилось на нынешние провинции Седерманланд, Вестманланд, Нерке, Естрикланд, побережье Норланд.
В период Вендель они держали под контролем Эстергетланд, побережье Смоланд, острова Эланд, Готланд и, возможно, Блекинге.
Свеи знали толк в мореплавании, поэтому приступили к колонизации и торговле с прилегающими к Балтийскому морю прибрежными районами с юга и востока.
Активные контакты с Центральной Европой тоже поддерживались. Скандинавы отправляли мех, железо, рабов, а взамен приобретали новые технологии, например, стремя, предметы искусства.
Уппланд в то время как показывают находки в Венделе, был значащей территорией, соответствовавшей королевству свеев, о чем говорят саги. Богатство королевства достигалось частично за счет контроля районов горной добычи и производства железа.
Свейские короли имели армии конных воинов, которые были вооружены дорогостоящим оружием. Эпоха Венделя была завершающим этапом формирования цивилизации Севера.
Рисунок 1. Элитный воин эпохи Вендель (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эпоха Венделя в конце VIII – середине XI в. переходила в эпоху викингов, и разорвать эти эпохи невозможно, поскольку эпоха последних уходит своими корнями в вендельское искусство и идеологию.
Культура Вендель
В истории Швеции и окрестных территорий эпоха Вендель является промежуточным местом между Великим переселением народов и эпохой викингов. Период Венделя историки датируют 550-793 гг. нашей эры.
Местное язычество тогда было еще сильно, центр его находился в Старой Уппсале, где располагались священные рощи и могилы правителей.
Культура эпохи Венделя оставила не только материальные памятники – погребения и клады, но и эпические формы. Один из древнейших эпосов, дошедший до наших дней, рассказывал о подвигах и славе скандинавских героев той эпохи.
Скандинавское искусство расчленяло законченные, совершенные формы античности – головы у фигур людей и зверей отделялись от тел, руки и ноги перемешивались в причудливых комбинациях и превращались в самостоятельные стилистические элементы.
В Скандинавских странах в V-VI вв. рождалось новое искусство и оттуда распространялось в последующем веке в англосаксонскую Британию, охватив континент вплоть до лангобардской Италии.
В вендельский период искусство распространялось на запад и на юг, а не наоборот. Своеобразие искусства Севера этого периода было основано на утвердившемся в V-VI вв. принципе раздробленности в «звериной орнаментике».
Продолжая развиваться, эти тенденции видоизменялись под воздействием ленточного плетения и растительного орнамента, поэтому отличались от искусства других областей Европы. Вместо листьев античные акантовые «усики» заканчивались оскаленными головами зверей, а ленточная плетенка превращалась в извивающихся змей.
Появившиеся симметричные узоры и классическое ленточное плетение приобретали довольно сложные формы. В рамках Венделя шло формирование единого ареала материальной культуры и духовных ценностей, совпадающих с географическими границами Цивилизации северных морей.
Обнаруженные при раскопках вещи имели существенное сходство декоративных сюжетов и мотивов, как будто выходили из рук одного мастера. Развитие искусства в северных древнегерманских землях на столетия вперед определил именно вендельский стиль.
Звериная плетенка, например, просуществовала вплоть до конца эпохи викингов, правда, в какой-то степени видоизменяясь. Факты этого стиля говорят в пользу сильных кельтских влияний. В искусстве древних кельтов орнамент звериной плетенки имеет довольно глубокие древние корни.
Древнекельские мастера изобрели звериную интегрированную плетенку. В само плетение они включили зооморфные образы, которые композицию оживляли.
В Вендельском стиле наиболее ранний комплекс вещей был обнаружен в королевском погребении в Восточной Англии, в Саттон-Ху, который датировался 620 г. нашей эры, что предшествовало по времени собственно вендельским погребениям в Швеции.
На основании лангобардских аналогов стало ясно, что ранние погребения Венделя относятся ко второй половине VI в. и старше комплекса Саттон-Ху.
Однако тезис об ирландском влиянии в складывании вендельского стиля это не опровергает, а скорее подтверждает.
Проблемы Венделя
Период Венделя характеризуется разгромом державы Инглингов, взлетом культуры и сложившимся погребальным обрядом. Трупоположение в ладье до этого Скандинавии было не присуще. Ученые считают, что продолжением и развитием Вендельского периода была «эпоха викингов».
Аргументом в защиту этого предположения является факт погребений в ладье, в основном уже трупосожжений мужских и женских. Подобные захоронения многие отечественные и зарубежные ученые считают типично скандинавским погребальным обрядом.
Исходя из этого, подобные захоронения на территории Древней Руси, они тоже называют скандинавскими. В результате накопленного археологического материала по Древней Руси создается противоречивая картина – скандинавские и славянские погребения перемешаны, славянские вещи находят в скандинавских погребениях и наоборот.
Находят и вещи-гибриды, когда непонятно, кто их создавал, то ли скандинавские мастера производили изделия применительно к славянской среде, то ли славянские мастера копировали образцы скандинавов.
Ярко выражено противоречие между скандинавской трактовкой некоторых погребений на Руси и письменными источниками.
Основные находки скандинавских вещей во второй половине IX-X вв. и сообщение летописца Нестора о том, что варяги-русь – славяне. В XI в. русские и скандинавские источники сообщали о приходе скандинавов с Ярославом и одновременное исчезновение в археологических находках «скандинавских вещей».
Это противоречие имеет свое объяснение – возможно, что Ярослав привел другой народ, а не скандинавов или погребения на Руси и «скандинавские» вещи IX-X вв. не являлись скандинавскими.
Как бы ни было, вендельский период был коконом, в котором окончательно сложился и сумел вызреть весь набор ценностей и характерных особенностей северной цивилизации.
Именно этот набор ценностей с началом экспансии викингов был выплеснут в окружающий мир.
В вендельский период всецело сформировался стереотип образа жизни общества, важное место в котором играла составляющая грабительских, торговых, колонизационных походов.
Скандинавы опробовали на просторах Балтики и довели до совершенства все формы экспансии и культурного экспорта, обращенные в 793 г. на Западную Европу.
В этом смысле эпоха викингов началась до ее «официального» начала за три столетия и, соответственно, имела большую хронологическую протяженность.