Географический детерминизм – это концепция, согласно которой процесс общественного развития — это не результат проявления объективных закономерностей развития общества, а следствие воздействия природных сил.
Сторонники данной теории считали, что устройство поверхности земли, климат, почва, флора и фауна, а также другие естественные факторы определяют тип общественного строя, уровень развития хозяйства и даже особенности физического и психологического развития народов.
Также, по мнению сторонников данной концепции, социально-экономическое развитие очень зависит от географических факторов.
Монтескье и его книга «Дух законов»
Концепция географического детерминизма разработана в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». Основы своего учения он заимствовал из опубликованного в 1733 году труда Джона Арбетнота, однако широкое применение данной концеции к жизни государства и общества было заслугой Монтескье.
Монтескье в первую очередь интересовали связи между климатом, характером народа и законодательством. Он считал, что климатические различия между Европой и Азией объясняют «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии».
Вольтер в своей статье «Климат» возражал Монтескье, утверждая, что климат, конечно, оказывает определенное влияние, однако правительство обладает куда более мощной силой, а еще сильнее альянс правительства и Церкви.
Географический детерминизм в XIX-XX веках
Во второй половине XIX веке географический детерминизм пользовался большой популярностью. Идеи данного направления развивала американский географ Эллен Черчилль Семпл.
Также эти идеи разделял испанский писатель и философ Анхель Гарсия Ганивет, он отразил их в своих произведениях «Испанская идеология» и «Письма из Финляндии». Своеобразие культур и менталитета народов Ганивет объяснял влиянием «духа территории».
Он считал, что географическое положение и условия существования того или иного народа определяют менталитет и особенности исторического пути народа.
В XX веке географический детерминизм слился с геополитикой. В своих работах, посвященных влиянию природного фактора на общество, философ Л. Е. Гринин отмечал, что один и тот же природный фактор может оказывать различное влияние на одно и то же общество в разные эпохи и, соответственно, вызывать разные реакции.
Он утверждал, что в древности природная среда в большей степени влияла на общество, но с развитием производительных сил роль природных факторов уменьшилась. Но с другой стороны, нужно учитывать влияние дестабилизирующих явлений, вызывающих глобальные последствия для общества.
Школа географического детерминизма в археологии
Географический детерминизм в археологии – это научная школа, представители которой считают, что климатические и другие изменения окружающей среды играют главную роль в культурных изменениях.
Немецкий географ и этнолог Фридрих Ратцель, который работал в русле географического детерминизма, в своем труде «Земля и люди» изучил влияние природной среды на жизнь и культуру народов, а также на отношения между народами.
При этом Ратцель не был крайним географическим детерминистом. Так, он не считал, что географический фактор играет определяющую роль в истории, скорее просто изучал воздействие природной среды на общество.
Развитие его идей протекало в антиэволюционистском направлении. К концу жизни Ратцель изменил свою точку зрения, вернувшись к религиозным взглядам.
Ратцель никогда не рассматривал мировую культуру как единое целое, изучая культурные явления по отдельности, называя их «этнографическими предметами», считая их признаками взаимосвязи между культурами, свидетельствами исторических связей между народами.
Идея предмета получает в разных местах воплощение в разных формах, но еще больше меняются при распространении явления духовной культуры. Ратцель не придавал этому значения, он был сконцентрирован на явлениях материальной культуры, которые были для него этнографическими предметами. Поэтому его ученье имело большое значение для развития археологии.
Он считал, что народы в большей степени подвержены изменчивости, чем созданные им предметы. Большое значение для истории народов, по мнению Ратцеля, имело географическое распространение этнографических предметов, так как оно указывает на происхождение народов и их расселение.
Вещи находятся в тесной связи с определенным народом. Ратцель писал о тесной связи между народом, его орудиями и украшениями, придавая им «этнический характер».
О тесной связи народа с его орудиями и обычаями говорил еще Гердер, и Ратцель видел этому подтверждение в материале. Он считал, что они несут печать народа, поэтому их географическое распространение указывает на круг распространения народа или его связей. Географическое распространение вещей соответствует распространению народа.
Так появилась идея «культурных кругов» или «культурных зон», которые представляют собой совокупность одинаково распространенных артефактов, которые встречаются на определенной территории. Это может говорить на распространение одного народа или о его связях. Позднее термин «культурный круг» заменил термин «этнографическая культура» (в археологии – «археологическая культура»).