Медицина Месопотамии
Геродот – греческий географ и историк, междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией. Там, на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры сформировались первые шумерские города-государства. Два царства – Вавилонское и Ассирийское процветали здесь во II и I тысячелетии до нашей эры.
Культуру и историю Междуречья, таким образом, создавали шумеры, вавилоняне и ассирийцы.
Рисунок 1. Особенности медицины Месопотамии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При раскопках дворца ассирийского правителя Ашшурбанипала были обнаружены тысячи обожженных глиняных табличек с текстами. Этот правитель был образованным человеком и собирал литературные памятники Шумера, Вавилонии, Ассирии.
Целая армия писцов-копиистов по всей Месопотамии собирала глиняные таблички, так формировалась библиотека Ашшурбанипала, содержавшая, в том числе, около 2 тыс. табличек с медицинскими текстами.
Из табличек можно узнать, что исход болезни в Древней Месопотамии определялся специальным астрологическим календарем, положением светил или гаданием на различных органах жертвенных животных. Это говорит о том, что медицина была очень тесно связана с религией и астральным мировоззрением.
Вавилонские и ассирийские астрологи считали, что над звездами стоят боги, которым все подвластно, а значит здоровье и болезни людей. Лечение тоже было уделом и таинством богов, поэтому врачевателями активно использовались амулеты, заклинания, молитвы, жертвоприношения.
Дошедшие до нас клинописные таблички, содержат многочисленные описания способов приготовления лекарств растительного, животного, минерального происхождения и их применения, а также сведения о характере течения болезни и ее признаках. Целители древности подробно излагали симптомы болезни, например, «грудь полна жидкости», «желудок полон кислоты», «губы пораженного сведены, глаза закрываются, рот скован, и он не может говорить».
Врачи записывали подробно только те данные, которые было трудно удержать в памяти, остальную информацию они передавали из уст в уста.
Большинство прописанных больному средств оказывали реальный лечебный эффект, например, для снятия болей в желудке назначались клизмы и диетическое питание. Горячие и холодные компрессы и припарки назначались при простудных заболеваниях. В медицине применялись такие растения, как тимьян, горчица, хвоя сосны и пихты, фиги, груши, кора ивы, плоды сливового дерева. Из минералов полезными считали соль, природную асфальтовую смолу, нефть.
Шумерские медицинские тексты
Сведения о правилах врачевания и состоянии медицины в государстве дают шумерские тексты начала II тысячелетия до нашей эры. На табличках перечисляются симптомы некоторых заболеваний и рецепты их лечения, например, подробно описаны признаки туберкулеза.
Сохранившиеся сведения говорят о том, что жители Шумера страдали болезнями желудочно-кишечного тракта, душевными расстройствами, болезнями глаз, сердца, желчного пузыря, опорного аппарата. Больным прописывали вполне материальные лекарства, например, в одном из рецептов говорилось, что необходимо истолочь, просеять и перемешать панцирь черепахи, добавить к нему побеги растения нага, соль и горчицу.
Далее рекомендовалось больное место натереть приготовленным составом, после чего смазать растительным маслом и обложить иглами пихты, растертыми в порошок.
Рисунок 2. Медицина шумеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Медики Шумера, как и все свободные граждане, имели собственную печать, выполнявшую роль профессионального паспорта. До наших дней дошла печать врача из города Лагаш – Ур-Лугаль-эдинне. Печать относится к XXIV в. до нашей эры, на ней изображен сам доктор и его примитивные хирургические инструменты, сосуды для микстур.
Жители всех шумерских городов строго соблюдали правила гигиены, которые были выработаны на основе народных традиций, причем на рациональной основе. Жители не пользовались грязной посудой, строго ограничивали себя в определенных видах пищи и только после умывания обращались к богам.
Для служителей культа требования были более жесткие, например, чтобы предстать перед статуей всевышнего, жрецу надо было чисто вымытым и гладко выбритым.
Правители тоже неукоснительно должны были соблюдать гигиенические предписания. Случайное прикосновение царя к «нечистому! поданному, требовало немедленного посещения бани. Предварительно надо было вымыть дворец и часть прилегающего к нему города.
Шумерские и ассиро-вавилонские города не отличались совершенством санитарного состояния, сточные системы отсутствовали, и на улицы выливали все нечистоты. Это приводило к заразным болезням, которые не обошли стороной территорию Месопотамии.
Искусственные, да и природные, водоемы были сильно загрязнены на всей территории, поэтому пить сырую воду было нельзя. Жажду утоляли пивом и вареными напитками. Причем пиво пили все, от мала до велика.
Государства Двуречья в конце II тысячелетия пострадали от эпидемии чумы, о чем рассказывает «Эпос об Эрре». Середина II тысячелетия до нашей эры характеризовалась тем, что в Двуречье сложились две формы медицинской деятельности – с одной стороны, это были врачеватели-эмпирики и, с другой стороны, заклинатели ашипу. Различные методы лечения, гармонично сосуществовали более 12 веков, а затем медицина склонилась в сторону магии.
Законы Хаммурапи
Во время раскопок древнего города Сузы (современный Иран) в 1901 г. археологи Франции обнаружили большой базальтовый столб. Столб был высотой 2,5 м с высеченными клинописью Законами Вавилонского царя Хаммурапи.
Хаммурапи правил в 1792-1750 гг. до нашей эры. Высеченные Законы являлись обширным памятником прав Древней Месопотамии. Ряд параграфов Закона отражал деятельность врача того периода и отражал плату за лечение, наказание за неудачное лечение и др.
Медицинская часть законов в основном относилась к врачам-хирургам из рабского сословия. При успешном лечении врач получал высокое вознаграждение в виде денежной суммы, на которую можно было прокормить несколько человек в течение года.
Рисунок 3. Законы Хаммурапи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Плата за лечение была следствием тяжелого груза ответственности медика. За одно и тоже лечение плата различалась, она зависела от статуса пациента, что было свидетельством классового неравенства и расслоения общества. За успешно сделанный надрез в области глаза бронзовым ножом, пациент должен был заплатить 10 сиклей серебром, раб за эту же операцию платил 2 сикля.
В зависимости от положения больного оценивалось и лечение сломанной кости или больного сустава, в среднем оно стоило от 3 до 5 сиклей. Для сравнения, на 5 сиклей одна семья могла прожить в течение целого года.
За неудачную операцию, при которой пациент терял зрение, медика лишали рук. Однако это наказание отменялось, если пациентом был раб, его просто заменяли другим зрячим рабом.
Кодекс законов Хаммурапи относился к наиболее древним законодательствам мира и отражал общественные отношения раннего рабовладения на Востоке.
Суровость этих законов характеризуют Хаммурапи как довольно деспотичного, но при этом, мудрого правителя, уделявшего большое и внимание подготовке врачей, их ответственности перед больными.
Таким образом, медицинская деятельность того времени строго регулировалась законом.