Понятие кризиса
Кризис – это явление, проистекающее в определённый период времени и характеризующийся нестабильностью финансового положения предприятия или целого государства.
Подобная нестабильность чаще всего вызвана влиянием факторов внешней среды на деятельность этого предприятия или государства.
Экономический кризис создает неустойчивость финансового положения объекта кризиса, то есть компании или государства, поэтому основной целью для любого предприятия или государства – это создать эффективную систему противостояния и преодоления кризисных явлений, возвращение всей системы докризисное состояние.
Антикризисное управление
Зачастую, когда функционирование предприятия уже налажено, руководство ослабляет борозды правления и контроль. Некоторое время предприятие работает по инерции, однако образуются ряд проблем в той или мной сфере деятельности, а так как этими проблемами никто не занимается и никто их не решает, они начинают расти и приобретают уже колоссальные размеры.
Наступает момент, когда эти проблемы уже невозможно не заметить, и руководитель начинает активно искать пути их решения. Так и формируются стратегии, которые выражаются в определении антикризисного управления.
Антикризисное управление – это деятельность компании или даже целого государства, направленная на преодоление кризиса, который чаще всего вызван факторами внешней среды.
Актуальность антикризисного управления
Антикризисное управление помогает снизить негативные последствия по преодолению кризисной ситуации, оздоровить финансовую систему фирмы и разработать новые мероприятия по развитию деятельности организации. Оно позволяет снизить негативные последствия преодоления кризиса, оздоровить всю финансовую систему организации, а также разработать мероприятия направленные на дальнейшее развитие деятельности организации.
В процессе антикризисного управления формируется стратегия развития предприятия.
Стратегия представляет собой план мероприятий, направленных на снижение последствий кризиса и противодействию возможному банкротству.
Проведение анализа положения фирмы на рынке даёт возможность оценить конкурентоспособность фирмы, выявить её сильные и слабые стороны. Изучение внутренних ресурсов организации (трудовых, производственных, финансовых, материально-технических и др.) позволяет определить потенциальные возможности и выявление тех ресурсов, на которые можно положиться в рамках антикризисной борьбы.
По проведении необходимых анализов разрабатывается стратегия дальнейшего развития. Выявленные сильные стороны позволяют найти новые пути развития, в то время как вовремя определённые слабые позволяют своевременно «подстелить соломки» и прикрыться имеющимися мощностями.
В случаях, когда явления кризиса пускаются на самотёк, когда предприятие не применяет эффективных мер антикризисного управления, когда руководство не обращает внимания на накопленные и вновь возникающие трудности, у организации есть все шансы оказаться в состоянии банкротства. Кризис зачастую приводит к полному уничтожению фирмы. А так как построить новый бизнес нуля, наладить производственные и экономические процессы, является более трудоёмкой задачей по сравнению с удержанием «на плаву» существующей структуры, то и значение антикризисного управления трудно переоценить. И не важно в каком виде оно рассматривается, будь-то в рамках отдельно взятой организации, или же целого государства.