Эластичность - это выражаемая в количестве процентов мера чувствительности изменения одного экономического параметра относительно изменения на один процент другого экономического параметра.
Сущность и необходимость финансово-экономического анализа
Финансово-экономический анализ является важной составляющей процесса функционирования любой коммерческой организации. Его результаты позволяют получить руководству коммерческой организации набор данных и информации, которые способны сообщить о степени успешности ее текущей деятельности, ее финансовом состоянии, положении на современном рынке (прежде всего, относительно конкурентов). Полученные и обработанные данные позволят сделать прогнозы развития предприятия на с высокой долью вероятности.
Финансово-экономический анализ является одной из частных функций управления организацией. Он выступает как связующее звено между учетом и принятием управленческих решений. Информация, которая была получена и учтена, проходит аналитическую обработку (например, в форме сравнения с информацией прошлых периодов деятельности, плановых заданий, о результатах деятельности других предприятий и средних результатах по отрасли).
На этой основе выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. Т.е. происходит осмысление, понимание информации, что позволяет выработать, обосновать управленческие решения и, тем самым, повысить эффективность их выполнения.
Отсюда следует важность выбора методов, используемых для проведения финансового-экономического анализа. Так, одна часть методов предполагает применение аналитиками такой экономической категории, как эластичность.
Понятие эластичности в экономике
С точки зрения современной экономической науки (точнее говоря, ее таких разделов, как микроэкономика и теория фирмы) эластичность представляет собой меру чувствительности (т.е. изменения) одного из экономических параметров на изменение другого экономического параметра. Указанные изменения, как правило, выражаются в процентах. При этом изменение параметра, с которым проводят сравнение, приравнивают к одному проценту.
В качестве параметров, изменение которых учитывает эластичность, могут такие экономические категории, как спрос, предложение, цены, доход и т.д. В связи с этим в настоящее время выделяют следующие разновидности эластичности:
- Эластичность спроса на товар по его цене, ценовая эластичность спроса - позволяет определить товары первой необходимости, товары роскоши, обычные товары;
- Эластичность спроса на товар по доходу покупателей - позволяет установить качественные и некачественные/малоценные товары;
- Перекрёстная эластичность спроса на товар (т.е. по цене другого товара) - позволяет установить взаимозаменяемые товары, т.е. субституты, и взаимодополняемые товары, т.е. комплементы);
- Эластичность предложения товара по его цене - определяется технологиями производства и временем, в отношении которого анализируется.
Концепция эластичности находит широкое применение в современной экономике. Так, понимание эластичности является фундаментальным для понимания реакции спроса и предложения на рынке. Кроме того, эта концепция зачастую применяется органами государственной власти в процессе проведения ими налоговой политики (обычно в части налогообложения товаров роскоши и первой необходимости).
Не меньшее значение концепция эластичности имеет для проведения финансово-экономического анализа отдельной фирмы.
Концепция эластичности в финансово-экономическом анализе
Концепция эластичности может быть использована руководителями и аналитиками предприятия в том случае, если они будут иметь данные по объемам продаж (будут выражать спрос потребителей), своим ценам и ценам конкурентов, уровню денежного дохода населения и т.д. Благодаря этому, в частности, может быть проанализирована эффективность маркетинговой и ценовой политики предприятия.
Если при изменении цены взять данные о продажах за месяц до ее изменения и за месяц после (при прочих равных условиях или их нивелирования), то можно определить ценовую эластичность спроса. Ее значение будет говорить о категории, к которой относится реализуемый предприятием продукт, и следовательно, о том правильным ли было решение об изменении цены.
Если окажется, что продукт относится к категории товаров первой необходимость (значение эластичности должно быть в пределах от -1 до 0), то правильной стратегией предприятия (с точки зрения максимизации прибыли) окажется повышение цены. Если же продукт относится к товарам роскоши (значение эластичности меньше -1), то правильной стратегией предприятия уже будет снижение цены.
Однако в этом случае необходимо учитывать два фактора. Во-первых, государство как гарант социальных прав граждан проводит мониторинг ситуации на рынках товаров первой необходимости, поэтому не позволит необоснованное повышение цен на них. Во-вторых, предприятия, которые реализуют товары роскоши, также могут начать снижать цены на них, но это может привести к, так называемым, "ценовым войнам", которые, конечно, будут поначалу на руку потребителям, но в их результате большинство предприятий разорится, и на рынке фактически установится ситуация монополии или олигополии.
Таким образом, концепция эластичности зачастую применяется хозяйствующими субъектами в процессе анализа финансово-экономических данных, которые характеризуют результаты их деятельности, деятельности конкурентов, государства, покупателей. Ее применение требует не только знания аналитических методов и приемов, но и правильного, осознанного подхода к интерпретации данных, полученных по итогу проведения анализа с участием рядов эластичности.