Понятие маржинальной прибыли
Правильное обоснование уровня производственной мощности на предприятии и последующее установление рациональных объемов выпуска, при которых производство будет рентабельно, является важным управленческим этапом. Для принятия такого решения нужно определить объем безубыточных продаж и такую зону безопасности предприятия, в которой гарантировано получение необходимой суммы прибыли.
Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и переменных расходов предприятия.
Маржинальный доход является весьма важным параметром при оценке эффективности управленческих решений.
Объем выручки от реализации, при котором компания будет способна покрыть свои расходы, при этом не получая прибыли, называют критическим объемом производства.
Используя данные маржинального анализа, который распространен под названием Direct-Costing, можно найти такой объем производства, а также последующей реализации продукции, который позволит компенсировать переменные и постоянные затраты.
Точка критического объема демонстрирует, что общая сумма валовой маржи с переменной себестоимостью может возместить общую сумму постоянных затрат. Определение порогового уровня прибыли может производиться двумя способами:
- графическим (break-even-chart);
- алгебраическим.
Далее рассмотрим указанные способы подробнее.
Графический способ определения порогового уровня прибыли
Опираясь на данные об уровне реализации продукции предприятия, сумме постоянных и переменных затрат, а также данных по прибыли строится график.
По оси абсцисс данного графика отражается объем реализации продукции в натуральном измерении (в том случае если производится один вид продукции) и в стоимостном измерении (когда производится несколько видов продукции). Ось ординат отражает затраты (постоянные и переменные) - полная себестоимость реализованной продукции и прибыль от реализации, которые в совокупности составляют выручку от реализации.
Цель графического анализа - определение точки пересечения линий затрат и выручки от реализации. Точка, в которой затраты совпадают с выручкой и есть точка критического объема производства.
Рисунок показывает, что все, что реализовано левее точки безубыточности, — представляет собой зону убытков, а все, что правее —зона прибыли. Разница между безубыточным и фактическим объемом продаж представляет собой зону безопасности, которая демонстрирует, на сколько фактический объем реализации выше критического с нулевой рентабельностью.
Алгебраический метод определения порогового уровня прибыли
Для решения проблемы поиска порогового значения прибыли данным способом применяют модель по формированию финансового результата методом «затраты — объем — прибыль».
Прибыль рассчитываем по следующей формуле:
П = К • Ц – К • ПР – Зпост, где:
- К - объем продаж в натуральном выражении;
- Ц – цена товара;
- ПР — переменные расходы на единицу выпущенной продукции
- Зпост – постоянные затраты.
Зная, что в точке безубыточности сумма прибыли равна нулю, получаем уравнение:
(Ц – ПР) • К – Зпост = 0
Отсюда выделяет объем реализации:
К = Зпост / (Ц – ПР)
Получаем, что безубыточный объем продаж равен отношению суммы постоянных затрат ка маржинальному доходу на одно изделие. Соответственно, зона безопасности и безубыточный уровень продаж зависят от сумм затрат (постоянных и переменных), а также от уровня цены на реализуемую продукцию. При росте цен, чтобы компенсировать постоянные затраты предприятия, нужно снижать объем реализации и наоборот.