Основные требования к проведению корпоративного финансового анализа
К основным требования корпоративного финансового анализа относятся:
- Финансовый анализ должен проводиться периодически, через установленные правилами промежутки времени;
- По полноте охвата данных при проведении оценки корпорации должны включать все доходы и расходы, которые образованы в исследуемом периоде, для выводов, влияющих на предложения по повышению эффективности;
- Ясность и логичность анализируемой информации, чтобы её можно было рассматривать, как основу для исчисления определённых коэффициентов, данные по которым получаются расчётным путём;
- Существенность финансового анализа, т.к. он должен содержать информацию для принятия главных решений и ориентироваться на его достоверность;
- Надежность, полнота и достоверность итогов при проведении финансового анализа;
- Преемственность (сопоставимость) каждого нового финансового отчёта корпорации корпорация перед прошедшими оценками. При этом должны использоваться сопоставимые методы проведённых финансовых расчётов.
Основные функции корпоративного финансового анализа и оценки представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Отдельные функции, выполняемые корпоративным финансовым анализом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Получение выводов при проведении корпоративного финансового анализа должно производиться на основании объективной оценки процессов деятельности субъекта и выявленных финансовых результатов.
Внутренний и внешний корпоративный финансовый анализ, его содержание
Объективная оценка о финансовом состоянии и результатах деятельности компании, имеющихся у неё резервах, которые способствуют повышению эффективности функционирования по направлениям деятельности, возможна только на основе финансового анализа.
Корпоративный финансовый анализ – это оценка на основе способов накопления, группировки, трансформации и использования данных экономического финансового характера с целью получения финансовых результатов деятельности субъекта, его финансового состояния прошлых периодов, оптимального эффективного результата от инвестиционных и финансовых вложений, изучения будущих потенциальных возможностей корпорации.
Финансовый анализ корпорации следует определять как диагностический способ финансово-хозяйственной сферы любой корпорации с различными уровнями углубленности.
Если финансовый анализ осуществляется только на основании бухгалтерского (финансового) отчёта, то он носит внешний характер. Данный анализ не всегда способен охарактеризовать достаточно объективную картину финансового состояния корпорации. Поэтому данный недостаток можно компенсировать путём применения внутреннего финансового анализа, который базируется на информации текущих данных бухгалтерского и управленческого учёта. Специфика его состоит в том, что он ориентируется на внутреннего пользователя и использует все источники информации, в том числе и конфиденциальную.
Различия между внутренним и внешним корпоративным финансовым анализом представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация различий между внутренним и внешним корпоративным финансовым анализом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее популярными инструментами внутреннего и внешнего финансового анализа корпорации являются достаточно часто проводимые экспресс-диагностики, позволяющие оптимизировать внутренние финансовые ресурсы, сократить зависимость от внешних ссуд, выяснить основные проблемы и наметить мероприятия по оздоровлению финансового положения корпорации.
Таким образом, экспресс-диагностика кроме оценки, содержащейся в формах отчётности, должна дополняться и анализом ликвидности, финансовой надёжности и устойчивости, управления оборотными средствами.
Алгоритм экспресс-диагностики корпоративного финансового анализа представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Алгоритм экспресс-диагностики корпоративного финансового анализа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ходе данных процедур оцениваются размеры и качество анализируемой информации, удобство её структуризации, наличие минимальных наборов требуемых отчётных форм, существование и полнота аналитических данных, их доступность, лаконичность и читаемость производимых аналитических процедур и т.п.
Основные методы корпоративного финансово анализа и их краткая характеристика
При проведении финансового анализа корпорации используют методики оценки, которые представляют собой взаимосвязь способов и правил, приёмов целесообразного исследования аналитической работы. Её основу составляют методы проведения анализа, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4. Методы финансового анализа корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выделение основных тенденций в развитии корпораций происходит в основном на основании аналитического баланса. Он практически в полном объёме позволяет произвести расчёт показателей как горизонтальной, так и вертикальной оценки.
Вертикальная и горизонтальная оценка бухгалтерской (финансовой) отчётности способствует общему представлению о качественных структурных изменениях в активах корпораций, их источниках, а также показывает динамику этих изменений.
Горизонтальный анализ осуществляет сравнение данных текущего бухгалтерского баланса с информацией, указанной в балансах за предыдущие периоды.
Проведение горизонтального анализа предполагает использование следующих приемов:
- простое сравнение статей корпоративной отчётности в абсолютных выражениях и в процентах к базовым (отчетным) периодам;
- изучение резких изменений анализируемых данных;
- анализ изменений статей корпоративной отчётности в сравнении с изменениями затрагивающие другие статьи.
В вертикальном анализе присутствует определение удельных размеров конкретных статей баланса в общей сумме показателей и последующие сравнения полученных результатов с информацией за предыдущие периоды. Это позволяет определить структурный состав активов и капитала корпораций, их вложения и динамику изменений за рассматриваемые отрезки времени.
Формирование выводов по результатам финансового анализа – это процедуры, которые являются завершающими в экспресс-анализе. Рекомендуется произвести правильную систематизацию положительных и отрицательных моментов, выявленных в ходе оценки, и выдать заключительные выводы.
В случаях, если экспресс-диагностики корпоративного финансового анализа недостаточно, проводится оценка показателей платежеспособности, ликвидности, финансовой надёжности и устойчивости, деловой активности, в расчёт берутся показатели приемлемые для конкретного субъекта.
При проведении финансового анализа нельзя забывать о приросте собственного капитала корпорации, т.е. увеличении собственного капитала за анализируемый период времени. Прирост собственного капитала в абсолютном значении – это разница между размером капитала корпорации на конец года и его величиной на начало года.
Определение прироста собственного капитала в относительном выражении предусматривает расчёт отношения его абсолютного прироста к его исходному размеру:
$ДК = (К_1 - К_0) \cdot 100$%,
где $ДК$ – величина прироста собственного капитала (процентов);
$К_1$ - размер собственного капитала на конец года;
$К_0$ – величина собственного капитала на начало года.
Задачи структурного корпоративного финансового анализа состоят в проведении оценки эффективности функционирования всех составных частей собственного капитала субъекта.
Финансовый анализ корпоративного капитала обычно включает оценку:
- состава и структуры капитала (соотношение между собственными и заёмными средствами, основными и оборотными активами и др.;
- эффективности функционирования отдельных частей собственного капитала (оборачиваемость, включая периоды оборота, скорость оборотов, отдачу и т. п.);
- мобильности отдельных частей капитала (возможность их превращения в деньги);
- издержек производства и обращения выпускаемой продукции или оказываемых услуг и др.