Основные принципы и цели проведения финансового анализа конкурентов
Главной целью финансового анализа конкурентов является определение в короткие сроки с учётом эффективности собственных преимуществ и использование их в конкурентной борьбе.
Приложенные усилия во всех сферах производства или оказания услуг, сбыта и управления в обязательном порядке направляются на изучение и усовершенствование тех качеств и свойств анализируемого хозяйствующего субъекта (выпускающего продукцию, оказывающего услуги), которые в выгодном свете отличают его от потенциальных или существующих конкурентов.
Финансовый анализ конкурентов включает в себя следующие целевые установки оценки:
- установление перспективных стратегий и прогнозов конкурентов;
- изучение возможных реакций конкурентов на введение стратегических инициатив субъекта;
- чёткий расчёт того, насколько применяющаяся стратегия конкурентов соответствует имеющимся у них возможностям;
- определение слабых черт конкурентов и оценка при проведении анализа собственных реальных возможностей использования преимуществ.
Методологические принципы финансового анализа конкурентов обладают определенными особенностями, обусловленными спецификой объекта изучения. К ним можно отнести:
- принцип объективности (высокая достоверность результатов финансового анализа, достигаемая путём сочетания полученных достоверных оценок и менее достоверных, но практически не заменимых неформализованных данных);
- принцип целенаправленности (любые колебания конкурентных позиций хозяйствующего субъекта оцениваются с позиций точной оценки его преимуществ, быстрого и эффективного их воспроизводства в существующей конкурентной борьбе;
- принцип системности (использование в финансовом анализе подхода при котором сфера конкуренции рассматривается как единая система, которая состоит из подсистем и элементов сокращающейся сложности, тесно связанные между собой, взаимозависимые друг с другом и с внешним окружением, а также с имеющейся обстановкой в стране и мире в целом);
- принцип экономичности (требование при проведении анализа в получении специфических эффектов для улучшения конкурентных позиций);
- принцип неопределенности (всесторонний учёт факторов риска и непредсказуемости по результатам конкурентной борьбы при проведении финансового анализа, связанных с аналитическими и управленческими процедурами в оценке, диагностике, прогнозировании и реализации конкурентной стратегии);
- принцип безопасности (информационная и технологическая, обеспечивающаяся внутренним характером финансового анализа и специфическими возможностями защиты конкурентной информации и её носителей).
Характеристика источников и основных методов сбора информации для проведения финансового анализа конкурентов
Вся информация о конкурентах классифицируется на группы:
- первичную и вторичную;
- количественную и качественную;
- внешнюю и внутреннюю информацию.
Основные методы сбора первичной информации представлены в виде наблюдений, опросов и интервью, а также экспериментов (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Основные методы сбора первичной информации при проведении финансового анализа конкурентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К основным недостаткам первичной информации относятся: существующая субъективность, отсутствие полноты информации, достаточно низкая степень достоверности, сложности в доступе и дороговизна в её получении.
Данные, которые прошли при проведении финансового анализа предварительную аналитическую обработку, являются вторичной информацией о потенциальных и реальных конкурентах (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Основные характеристики вторичной информации при проведении финансового анализа конкурентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для финансового анализа конкурентов, вторичную информацию, у которой обычно цели не совпадают с целями оценки конкурентов, можно интерпретировать как конечную цель предварительного анализа. В связи с этим данную информацию для проведения финансового анализа необходимо дополнительно ранжировать и компилировать, чтобы привести её в вид, необходимый для проведения соответствующих оценок.
Всю информацию после внесённых изменений, как источника информации можно представить на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные источники первичной и вторичной информации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные этапы проведения финансового анализа конкурентов и их характеристика
Весь механизм финансового анализа конкурентов можно разделить на пять этапов:
- оценка условий конкурентной борьбы в отрасли;
- определение фактически имеющихся конкурентов и предварительная оценка их деятельности;
- выявление главных и второстепенных конкурентов;
- раскрытие информации о деятельности конкурентов (углубленная оценка функционирования приоритетных конкурентов, анализ их стратегического развития, постоянное исследование деятельности всех конкурентов (с учётом второстепенных);
- анализ существующих возможностей и угроз со стороны всех конкурентов.
Логическим финалом проведения финансового анализа может стать формирование целостной конкурентной стратегии (на период от одного до двух лет) для анализируемого хозяйствующего субъекта с учётом результатов соотнесения частных характеристик конкурентов и их собственной фирмы, а также учитываются потребности рынка и целевой аудитории (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Основные этапы проведения финансового анализа конкурентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При проведении финансового анализа конкурентов предварительно следует оценить (один из методов коллективной экспертизы) конкретные коэффициенты для каждого отдельного показателя, используемого для получения характеристики.
Аналогичными способами рассчитываются средние значения балльных обобщенных характеристик каждого топ-менеджера фирм конкурентов, и следует произвести интегральную оценку руководителей конкурирующих компаний.
В силу данных обстоятельств целесообразно произвести трансформацию частных количественных характеристик конкурентов в обобщающие и интегральные балльные данные индивидуальных характеристик субъектов-конкурентов. При этом особом образом следует провести финансовый анализ конкурентов для выявления всей совокупности процедур подготовки, проведения и обработки результатов коллективных экспертных оценок градаций измерительных шкал для каждого количественного параметра, а также коэффициентов значимости (цифровых коэффициентов).
На рисунке 5 показаны основные показатели, применяемые при финансовом анализе конкурентов.
Рисунок 5. Расчётные показатели, применяемые при финансовом анализе фирм-конкурентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ