Понятие и роль финансового менеджмента
Любая экономическая деятельность хозяйствующего субъекта всегда связана с использованием финансовых средств. Они необходимы для обеспечения деятельности компании, выплаты заработной платы, реализации стратегических и тактических планов и так далее.
Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансами организации, а так же регулированием денежных отношений, возникающих между субъектом и его контрагентами.
Основной целью данного направления является оптимизация рисков при реализации поставленных руководством задач в долгосрочной и краткосрочной перспективе. В западных странах маркетинг и финансовый менеджмент неразрывно связаны, в России к управлению деньгами субъекта несколько другой подход.
Само направление по управлению финансами возникло в Америке и изначально занималось вопросами создания предприятий. Несколько позже произошло выделение отдельной дисциплины, которая занималась только финансовым обеспечением деятельности организации.
В настоящее время на базе данного направления сложился ряд финансовых дисциплин, среди которых можно выделить:
- вычисления в сфере финансов;
- анализ финансовой деятельности;
- анализ инвестиций;
- управление рисками;
- антикризисный менеджмент;
- оценочная деятельность.
Само понятие менеджмента предполагает управление каким – либо процессом с целью его оптимизации. Финансы требуют особого внимания, так как обладают высокой степенью ликвидности, а значит риска. Управление ими невозможно без четкого планирования, прогнозирования и построения четкой системы менеджмента.
Финансовый менеджмент выполняет ряд функций, позволяющих эффективно решать задачи, стоящие перед хозяйствующим субъектом. Рассмотрим некоторые из них:
- Планирование включает в себя разработку целей и задач, тактики и стратегии, формирование бюджета, ценовую политику, прогноз выручки от продаж, налоговое планирование.
- Структурирование капитала и расчет его стоимости.
- Планирование и реализация инвестиционной политики компании.
- Организация управления оборотными средствами и оборотным капиталом.
- Прогнозирование и оценка рисков.
- Проведение оценочной деятельности и консалтинга.
Понятие финансового анализа и его методы
Анализ финансовой деятельности является отдельной дисциплиной, занимающейся вопросами исследования состояния компании и оценки результатов ее финансовой деятельности. Целью данного анализа можно назвать выявление резервов повышения рыночной стоимости объекта и обеспечения стабильной базы для его дальнейшего развития.
Финансовый анализ выдает результативные значения показателей, на основании которых руководство может скоординировать управление объектом предпринимательства. Эта дисциплина является важной частью управления финансами на предприятии.
Стоит отметить, что проведение анализа финансовых показателей всегда должно опираться на следующие принципы:
- правильность данных во многом зависит от качества учетной политики;
- диверсификационный подход к организации деятельности затрудняет сравнительный анализ финансовых показателей отдельных отраслей;
- коэффициенты, выбранные для сравнения, не являются оптимальными.
Существует шесть видов финансового анализа. Структурный или вертикальный анализ занимается расчетом долей финансовых показателей в итоговом доходе компании. Временной или горизонтальный проводит сравнение текущих показателей с показателями прошлых периодов.
Анализ трендов представляет собой сравнение текущих данных с таким же данными за несколько прошедших периодов с целью выявления закономерностей. На их основе можно сформировать примерные показатели будущих периодов. Расчет относительных данных позволяет вычислить финансовые взаимосвязи. Пространственный анализ или сравнительный направлен на сопоставление данных о финансовой деятельности объекта с конкурентами, данными об отрасли и так далее. Анализ факторов определяет степень воздействия определенных причин на формирование конечного финансового результата.
Базой расчетов являются источники нормативных и правовых актов, внутренняя документация хозяйствующего субъекта, первичные документы, а так же бухгалтерская и налоговая отчетность, регистры аналитического учета, документы, не носящие учетный характер.
Основным документом для начала анализа является отчет о финансовых результатах деятельности компании. В нем указываются данные о прибыли, о принципах ее формирования и использования.
Динамический финансовый анализ
Динамический финансовый анализ проводится после структурного или вертикального анализа полученных финансовых результатов компании. Он направлен на определение будущих рисков при реализации тех или иных управленческих стратегий. Для этого используют два метода расчетов. Один из них строится на анализе сценариев, то есть анализ проводится на выбранных данных прошлых периодов. Данный подход эффективен в том случае, если стратегия выбрана правильно. Другой метод представляет собой моделирование имитационной модели, для этого генерируется множество сценариев развития, которые показывают средние показатели будущих периодов.
Первым шагом для динамического анализа является выявление временного периода. Такой подход часто применяется для видов бизнеса, результативность которых требует определенных временных затрат.
Динамический анализ базируется на построении случайной модели финансовых показателей. Качественная модель обычно включает в себя данные из активов и пассивов организации. Данный тип анализа, как и любой другой вид финансовой аналитической деятельности, направлен на повышение эффективности управления денежными потоками компании. Динамический анализ включает в себя математические, статистические и экономические параметры расчета. Он позволяет оценить степень риска в формировании прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта.
Основной целью данного вида анализа является повышение стоимости компании для ее акционеров, вторичная цель – повышение привлекательности для потенциальных потребителей. Динамический финансовый анализ позволяет оценить текущую деятельность организации, спланировать стратегию распределения активов и капитала, управлять ценообразованием, строить поведение на рынке. Этот анализ требует особого подхода к учетной политике фирмы, в целях формирования наиболее точных данных для расчета.