Законодательные нормативы финансовых показателей
Под финансовыми нормами и нормативами понимают показатели, которые показывают минимальные, средние или максимальные предельные значения, регулирующие процесс воспроизводства финансовых ресурсов.
Для нормального функционирования субъектов хозяйствования государственные органы вводят определенные финансово-правовые нормы или законодательные нормативы финансовых показателей деятельности предприятий.
Законодательные нормативы – это установленные государством и обеспеченными мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, которые возникают в процессе создания, распределения и применения денежных средств госорганов и муниципалитетов.
Признаки финансово-правовых нормативов:
- норма определяется и утверждается государством, соответственно исполнение норм осуществляется под принудительной государственной силой;
- норма- это общее правило поведение для всех участников общественных отношений;
- норма предполагает наличие субъективных прав и юридических обязанности у участников отношений;
- норма выражается в определенных нормативно-правовых актах, постановлениях, приказах, которые принимаются компетентными органами государственной власти или муниципальных образований.
Для аналитической работы в компаниях Министерство экономики РФ разработала методику, которая устанавливает следующие нормативы финансовых показателей:
- общий коэффициент покрытия или коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент срочной ликвидности;
- коэффициент ликвидности при привлечении денежных средств;
- коэффициент обеспеченности собственным капиталом;
- соотношение собственных и заемных средств;
- коэффициент маневренности собственных оборотных средств;
- коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
- коэффициент оборачиваемости собственных средств;
- рентабельность реализованной продукции.
Каждый норматив имеет свое значение в зависимости от отрасли и видов деятельности предприятий. Но в некоторых случаях сложно объяснить обоснованность норм финансовых показателей. Коэффициент ликвидности согласно законодательным нормативам должен быть больше 2. На практике большинство промышленных предприятий в условиях неплатежеспособности величина этого показателя колеблется от 1 до 1,5. Это говорит о неудовлетворительном финансовом состоянии компании теоретически, но на самом деле такие организации считаются банкротами чисто формально.
Отраслевые нормы
Отраслевые нормативы – это усредненные показатели для конкретной отрасли экономики. Такие нормативы позволяет осуществлять анализ отрасли в разрезе. Одно предприятие можно сравнить с другими в своей отрасли. При этом связывают финансовые показатели с отраслевыми нормами предприятий, функционирующих в одной отрасли.
Но такая оценка имеет много подводных камней, поэтому следует учитывать:
- некоторые показатели являются специфическими для отдельных отраслей, соответственно не все имеют ключевое значение для всех отраслей экономики и промышленности;
- предприятия могут быть диверсифицированными, что приводит к искажению совокупных финансовых показателей (в этом случае следует исследовать финансовые показатели в разрезе видов бизнеса);
- есть вероятность существования различий в корпоративных стратегиях, которые оказывают воздействие на определенные финансовые показатели.
В любом случае отраслевой анализ позволяет сопоставить информацию о финансовом состоянии и финансовой политики, получить оценку о ситуации на рынке. Понимание слабых сторон конкурентов дает конкурентные преимущества компании. Анализ сильных сторон позволяет выработать свою стратегию укрепления на рынке. Если информация по организациям аналогичного вида деятельности отсутствует, то для исследования используются отраслевые сведения. Сравнительная характеристика российских компаний с зарубежными конкурентами способствует разработке критериев или норм (стандартов), которым должна удовлетворять деятельность компании для обеспечения конкурентоспособности как на внутреннем, на и на внешнем рынке.
Нормы предприятий-лидеров
Компания – лидер - это организация, которая владеет большей долей рынка определенного продукта или услуги, доминирует по сравнению с другими участниками рынка. Самое главное, что такое положение фирмы признают ее конкуренты.
Для сохранения лидерского положения, компании необходимо стремиться к расширению рынка или отдельного его сегмента, находить и привлекать новых клиентов, снижать цены за счет уменьшения расходов. Любая стратегия будет эффективна, если она приведет к росту прибыли при минимальных рисках.
Предприятия-лидеры в своей отрасли могут задавать определенные стандарты деятельности. Одним из направлений анализа является бенчмаркинг. Это процесс тестирования производимой продукции, т.е. сопоставительная оценка на основе эталонных показателей.
Сущность бенчмаркинга заключается в том, что изучается процесс, который организован в одной компании намного лучше, чем в другой, осуществляется его анализ, делается сравнение, после которого улучшения, подходящие для исследуемой компании, внедряются в деятельность.
Целевые нормы финансовых показателей
Назначение целевых нормативов состоит в определении соответствия финансовых результатов деятельности компании нормативным значениям итоговых финансовых показателей. К ним могут относить:
- Норма чистой или валовой прибыли;
- Нормативы условно-переменных затрат и др.
Сравнительный анализ с целевым значением финансовой стратегии или по бизнес-плану отражает, насколько финансовая деятельность компании соответствует ожидаемым значениям. При систематических несоответствиях текущих результатов с целевыми нормативами предприятие должно осуществлять существенные изменения в своей финансовой деятельности, а также пересматривать цели.