Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Сущность и классификация затрат на производство и реализацию продукции

Определение 1

Затраты на производство — это та часть расходов предприятия, которые непосредственно связаны с изготовлением продукции, выполнением работ либо оказанием услуг, т. е. с основными видами его деятельности.

В экономике большую группу составляют субъекты, которые в качестве основной цели своей хозяйственной деятельности признают получение максимально возможной прибыли. Помимо рыночного спроса на продукции, фактором, который ограничивает возможности предприятий по достижению этой цели, является осуществление затрат на производство и реализацию данной продукции. Таким образом, анализ затрат на производство и реализацию продукции является обязательным условием для принятия хозяйствующими субъектами соответствующих управленческих решений.

Аналитическая работа над затратами предприятия начинается с их выявления и идентификации. В экономической литературе и нормативно-правовой базе описано несколько подходов к классификации затрат. Обобщая все представленные подходы, можно говорить о следующих основных квалификационных признаках для затрат на производство и реализацию продукции предприятия:

  • экономическая роль затрат в производственном процессе – основные расходы (непосредственно связаны с процессом производства) и накладные расходы (связаны с управлением и обслуживанием процесса производства);
  • состав затрат – комплексные затраты (например, общехозяйственные и коммерческие расходы) и одноэлементные затраты (например, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления);
  • способ включения затрат в себестоимость продукции – прямые затраты (по сути, аналогичны основным расходам) и косвенные затраты (аналогичны накладным расходам);
  • отношение затрат к величине выпуска продукции – постоянные затраты (при изменении объема производства остаются неизменными) и переменные затраты (изменяются пропорционально объему производства продукции);
  • периодичность возникновения затрат – единовременные затраты (связаны с единичным производством) и периодические затраты (связаны с серийным и массовым производством);
  • участие затрат в процессе производства – производственные затраты (возникают в производственном цикле) и коммерческие затраты (возникают в цикле реализации);
  • эффективность затрат – производительные затраты (регулируются нормативами) и непроизводительные затраты (не планируются);
  • издержки обращения (расходы на транспорт, на оплату труда, на страховые взносы, на аренду и содержание помещений и оборудования, на амортизационные отчисления, на коммунальные услуги, на упаковку, на рекламу, на обслуживание займов и т.д.).
«Анализ затрат на производство и реализацию продукции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Концепция предельных (маржинальных) величин

В теории и практике экономического анализа достаточно долгое время эффективно используется такой инструмент, как концепция предельных (маржинальных) затрат. Предельными принято называть затраты на производство и реализацию последней единицы продукции. Из курса микроэкономики известно, что прибыль хозяйствующего субъекта будет максимальной тогда, когда объем производства продукции окажется равным уровню, которому соответствует состояние равенства предельного дохода предельным затратам.

Это вызвано следующим. Если предельный доход больше предельных затрат, то при увеличении выпуска продукции на одну единицу произойдет увеличение прибыли. Если предельный доход меньше предельных затрат, то при увеличении выпуска продукции на одну единицу произойдет уменьшение прибыли. Следовательно, оптимальным является состояние, когда предельный доход предприятия равен его предельным затратам.

Анализ безубыточности предприятия

Кроме того, немалый интерес представляет анализ безубыточности предприятия. С точки зрения экономической теории, безубыточность (то есть равенство экономической прибыли нулю) – это нормальное состояние предприятия, которое функционирует на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия.

Определение 2

Точкой безубыточности называют такой объем продаж продукции предприятия, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

Этот объем продаж (Q) определяется по следующей формуле:

$Q = FC / (P – AVC)$, где:

  • P – это цена одной единицы продукции,
  • AVC – это размер переменных затрат, которые приходятся на одну единицу продукции,
  • FC – это общий объем постоянных затрат.

Также при анализе затрат используется метод валовой маржи (прибыли). Этим понятием обозначается сумма прибыли и постоянных расходов (ВM = П + FC) или разница между выручкой от реализации и переменными затратами (ВM = TR – VC). Получив значение общей суммы валовой маржи, можно определить их удельный вес в выручке от продаж (АВM = ВM / TR).

Помимо рассмотренных ранее методов анализа затрат на производство и реализацию продукции, для подтверждения аналитически полученных результатов и их наглядного представления используется графический метод. Он заключается в построении графика, на котором откладываются линии, описывающие общую выручку, общие издержки, включая постоянные и переменные (см. рис.).

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, хозяйствующие субъекты для получения максимально возможных выгод в результате хозяйственной деятельности тщательно анализируют свои затраты на производство и реализацию продукции и применяют для этого несколько различных методов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot