Понятие себестоимости
Себестоимость – это денежная оценка всех понесенных в процессе производства затрат на создание единицы блага.
Она имеет денежное выражение, демонстрирующее все расходы, которые возникли в ходе производственной деятельности. Себестоимость может выражаться в эквиваленте денежной стоимости. В зависимости от структуры затрат выделяют следующие виды себестоимости:
- Индивидуальная.
- Технологическая.
- Цеховая.
- Производственная.
- Полная.
Индивидуальная себестоимость показывает совокупность расходов, связанных с производством конкретного вида продукции. Технологическая демонстрирует затраты, понесенные в процессе создания блага. Цеховая себестоимость учитывает стоимость всех изделий, которые были выпущены отдельным подразделением предприятия. Производственная себестоимость охватывает расходы по цехам, производству в целом и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и расходов, которые пошли на реализацию готовых благ.
Структура себестоимости включает в себя расходы на материалы за вычетом возвратных отходов, затраты на оплату труда, амортизацию, выплаты во внебюджетные фонды, прочие затраты, например, проведение маркетинговых и рекламных мероприятий.
Планирование себестоимости является одной из экономических задач на предприятии. Оно позволяет выявить резервы снижения издержек, а так увеличить производительность и рентабельность предприятия. Через снижение себестоимости производство добивается роста накоплений за счет увеличения разницы между доходами и расходами. Разработка плана должна отталкиваться от прогрессивных норм затрат труда, а так же расходов на закупку материалов, оборудования, сырья, совокупных затрат на организацию сбытовой деятельности.
Анализ себестоимости продукции
Оценка себестоимости необходима для корректного расчета всех экономических показателей деятельности предприятия. Она отражает все аспекты работы компании, а так же аккумулирует расходы в зависимости от интенсивности использования производственных ресурсов. Уровень себестоимости оказывает прямое влияние на финансовый результат. Он позволяет расширять воспроизводство, укреплять финансовое положение объекта экономики.
Достижение конкурентоспособности в длительном периоде остается приоритетной задачей для большинства компаний. Управление себестоимостью позволяет увеличить разницу между расходами и доходами. Анализ ее уровня позволяет проследить степень отклонения от запланированных параметров. Чтобы аналитическая работа дала качественный результат, необходимо ее верно организовать. Для этого подбираются наиболее подходящие методы учета, учетно-аналитический процесс автоматизируется с целью снижения ошибок.
Объектами анализа могут выступать полная себестоимость, уровень понесенных затрат на каждый рубль продукции, себестоимость выпуска отдельных изделий. Затраты могут разноситься по центрам ответственности. Стоит отметить, что общая сумма затрат не является величиной постоянной. Она может изменяться из-за объема выпуска, структуры продукции, колебания переменных затрат и постоянных расходов.
Анализ предполагает оценку структуры себестоимости, для чего применяется систематизация расходов по статьям. Такой подход позволяет выявить резервы снижения себестоимости. Например, уменьшение расходов на заработную плату и увеличение затрат на амортизацию свидетельствуют о том, что производительность предприятия растет.
Издержкоемкость продукции измеряет расходы на 1 рубль выпущенной продукции. Этот уровень себестоимости универсален для любой отрасли. Он наглядно демонстрирует разницу и связь между доходами и расходами. Этот показатель исчисляется в отношении общей суммы понесенных на производство расходов.
Анализ себестоимости работ и услуг
Услуга является результатом труда, который имеет ценность, требует подготовки, производства и реализации. Отличительной особенностью услуги является единовременное ее создание, передача и конечное потребление. Материальная услуга направлена на удовлетворение материальных потребностей. С ее помощью восстанавливаются свойства товаров. Существуют нематериальные услуги разной природы. Они направлены на удовлетворение определенных интересов покупателей.
При расчете себестоимости услуги учитываются следующие факторы:
- Поведение потребителей. Чем выше уровень спроса на услугу, тем выше конечная цена реализации.
- Цена должна обеспечить безубыточную работу предприятия.
- Ориентация на уровень цен конкурентов.
Себестоимости услуги так же состоит из постоянных, переменных, прямых и косвенных расходов. Если она зависит от поведения конкурентов, то важно помнить, что статьи расходов при формировании аналогичной услуги у другого предприятия могут отличаться.
Работы как и услуги формируют свою стоимость из реальной стоимости, суммы расходов по нормативам, рентабельности, трудоемкости, производительности отдельных бригад, способности снижения себестоимости, а так же из расходов на трудовые и материальные запасы. Калькуляция может быть плановой, сметной, нормативной и фактической. Она опирается на процессы, установленные пределы, нормативные методы, а так же на заказы.
Полная стоимость работ и услуг включает в себя материальные расходы, оплату труда, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, амортизацию и прочие издержки. Особенность выполнения работ или услуг учитывается при установлении цены. Например, ремонт помещений учитывает объем площадей и качество работы. Стоимость затраченных часов удобна для образовательной деятельности, а перевозки используют дальность расстояния.
Таким образом, анализ и расчет себестоимости продукции опирается на общие правила, но учитывает особенности каждого отдельного производства.