Сущность и значение анализа финансовых результатов предприятия
Финансовые результаты коммерческого предприятия характеризуются размером прибыли, а также рентабельностью деятельности.
Свою прибыль любая коммерческая организация получает в основном от реализации товаров и услуг. Кроме этого, часть своей прибыли фирма может получать и от иных видов деятельности (к примеру, от сдачи в аренду недвижимости и других основных фондов, от операций на финансовом рынке и т. д.).
Основные источники информации при проведении данного анализа: данные аналитического бухгалтерского учета, а также «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Основные аспекты анализа финансовых результатов
Известный специалист в сфере анализа хозяйственной деятельности А. Д. Шеремет рекомендует осуществлять данный анализ в такой последовательности:
- Формирование ряда показателей, в которых находят проявление финансовые результаты фирмы. Делается, при этом, акцент на таких показателях, как: валовая прибыль, прибыль от продаж, от внерализационных операций, до налогообложения, от обычной деятельности, нераспределенная (чистая) прибыль отчетного периода и др.
- На предварительном этапе анализ осуществляется по абсолютным и относительным показателям (пример, последних: рентабельность продаж, которая рассчитывается, как отношение прибыли к выручке).
- Углубленный анализ финансовых результатов – производится посредством исследования воздействия различных факторов (внутренних и внешних) на величину прибыли, а также на рентабельность продаж.
- Анализ влияния инфляции на финансовый результат.
- Анализируется качество прибыли (то есть, дается обобщенная характеристика структуре источников формирования прибыли).
- Анализ рентабельности активов.
- Маржинальный анализ прибыли.
Классификация показателей прибыли
При осуществлении данного анализа, как правило, фигурируют следующие показатели прибыли:
Валовая прибыль – собой представляет разницу между выручкой (валовым доходом) от продажи продукции (товаров, работу, услуг) и себестоимостью (при этом, не учитываются условно-постоянные, коммерческие и административные затраты).
Прибыль от продаж – это валовая прибыль за вычетом административных и коммерческих расходов (то есть, это, другими словами, прибыль от обычной деятельности).
Балансовая прибыль представляет собой прибыль от операционной (обычной) деятельности, за вычетом финансовых результатов от иных видов деятельности (прибыль от реализации + прибыль от прочей реализации + сальдо внереализационных операций)
Налогооблагаемая прибыль – прибылью от операционной деятельности - сумма льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении коммерческой организации минус налог на прибыль.
Маржинальная прибыль – это выручка – прямые производственные расходы по реализованным товарам и услугам.
Иногда в анализе результатов деятельности организации используются и такие виды прибыли, как:
- реинвестированная (капитализированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, направляемая на прирост активов (расширенное воспроизводство)
- потребляемая прибыль – часть прибыли, которая идет на социальные нужды (на пример, на выплату дивидендов персоналу, на финансирование различных социальных программ и т. д.)
Анализ финансовых результатов от обычной деятельности
Как известно, львиную долю прибыли предприятия получают от основной (обычной, операционной) деятельности. Это прибыль от продаж продукции, которая зависит от таких 4 основных факторов, как:
- объем продаж
- структура продукции
- себестоимость
- уровень среднереализационных цен.