Понятие и состав бюджетных расходов на здравоохранение
Бюджетные расходы на здравоохранение (медицину) — это совокупность государственных, внешних и частных расходов, а также расходы социального обеспечения и расходы, оплачиваемые наличными денежными средствами, на медицину.
Показатель общего объема расходов на здравоохранение приходящийся на душу населения - один из главных индикаторов качественного уровня системы здравоохранения согласно критериям оценки Всемирной организации здравоохранения.
Расходы на здравоохранение состоят их трех составляющих:
- Расходы по социальному обеспечению, как составная часть общих расходов государства.
- Медицинские услуги, которые оплачивает пациент.
- Платные услуги, которые оплачиваются по медицинскому страхованию (обязательному и добровольному).
Бюджетные расходы на здравоохранение являются одним из ключевых показателей уровня социального развития и отображают уровень внимания, которое уделяет государство здоровью его граждан. При этом важно заметить, что данный показатель не учитывает равномерность распределения расходов на здравоохранение в разрезе различных социальных групп внутри государства.
Показатель государственных (бюджетных) расходов на систему здравоохранения рассчитывается ежегодно по данным национальной статистики и информации международных организаций. Основным источником информации об уровне национальных расходов на систему здравоохранения в экономике разных стран является база данных Всемирной Организации Здравоохранения «National Health Account Statistics».
Анализ динамики расходования бюджетных средств РФ на здравоохранение за последние годы
Наглядно структуру бюджетных расходов в разрезе видов медицинской помощи в РФ за 2011-2017 (плюс план до 2019 года) отразим на рисунке ниже.
Расходы федерального бюджета России на систему здравоохранение (номинальное выражение) начиная с 2012 года снижаются. В 2012 году с учетом инфляции их уровень составлял 874,3 млрд руб., а в 2016-м снизился и стал 465,5 млрд руб.
Более других сокращение бюджетных расходов отразилось на финансировании больниц (стационарной медицинской помощи). Так в 2012 году на данные цели было выделено 279,6 млрд руб., или в ценах 2016 года 398 млрд руб., против 241 млрд руб. в 2016 году. Ассигнования в 2017 году урезаны с учетом инфляции до 146 млрд руб.
Произошло также снижение федеральных трат на поликлиники (амбулаторную помощь): с 215 млрд руб. в 2012 году до уровня 73 млрд руб. в 2016 году. В перспективе сокращение бюджетных ассигнований будет продолжено: в 2019 году в федеральном бюджете на поликлиники запланировано выделить только 63 млрд руб.
Планируется, что в целом расходы на здравоохранение в бюджетной системе в ближайшие три года будут увеличены — с уровня 3,5 трлн руб. до 3,9 трлн руб. за 2017- 2019 годы.
Основные показатели консолидированного бюджета по здравоохранению в РФ на 2017 год
В 2017 году консолидированный бюджет здравоохранения по плановым показателям увеличен на 5,9% к 2016 году, и составляет 3 трлн 035,4 млрд. рублей.
В данном документе расходы бюджета ОМС составляют 1 трлн 735 млрд рублей, консолидированного бюджета субъектов РФ - 919,8 млрд рублей, расходы федерального бюджета - 380,6 млрд рублей.
Все расходные обязательства по министерству здравоохранения России в 2017 году сохраняются, по некоторым действующим программам предусмотрено расширение.
Так высокотехнологичная медицинская помощь, которая не включена в базовую программу ФОМС, планируется к финансированию из бюджета ФОМС. Также планируется увеличить объем оказания высокотехнологичной помощи.