Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реклам в советский период

Определение 1

Реклама – это распространение информации о каких-либо товарах и услугах с целью ускорения их реализации.

Закат рекламы после революции 1917 года

Кардинальные перемены, произошедшие после революции 1917 года, затронули не только страну, но и рекламу. Последняя стала восприниматься в качестве проявления общества капиталистов. Само слово «реклама» на долгие годы исчезло из оборота: на протяжении нескольких лет рекламы как таковой не существовало совсем, вернее осталась лишь ее политическая часть.

Привычные всем рекламные призывы стали заменяться на лозунги, сформированные по типу: «Вместе строить светлое будущее!». Рекламные объявления, если таковые случались, представляли собой лишь информацию о продукции, агитацию в пользу сберкнижек и курортов Кавказа. Таким образом, реклама потеряла свой коммерческий характер и уже в новом качестве стала частью советского общества.

Главной предпосылкой развития политической рекламы в Советском Союзе выступал выбор, который появился у бывших подданных Российской империи. Вновь сформированные политические силы предлагали народу абсолютно противоположные сценарии будущего страны. Главной целью политической рекламы, осуществляемой в комплексе с пропагандой и агитацией, выступало привлечение населения страны на свою сторону.

Позже советская власть использовала рекламу в целях партийной пропаганды, для мобилизации Красной армии и поднятия боевого духа ее солдат (рисунок 1), сбора пожертвований и средств и т.п.

Пример рекламы в пользу мобилизации граждан в Красную армию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пример рекламы в пользу мобилизации граждан в Красную армию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В целом, несмотря на свой высоко политизированный характер, реклама в Советском Союзе отличалась довольно высоким уровнем профессионального исполнения, который, в свою очередь, определялся талантом людей, ее разрабатывавших.

«Реклам в советский период» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Реклама в СССР

В эпоху существования Советского Союза реклама, по сути своей, превратилась в пропаганду. В этой ипостаси она шла в ногу со временем и идеями, царившими в обществе. Вслед за окончанием гражданской войны и переходом страны на путь проведения новой экономической политики власть временно допустила существование частного собственника.

В этот период государственные предприятия вынуждены были конкурировать с представителями частного сектора. Отсюда возникла потребность в торговой рекламе. Уже в 1922 году при высшем совете народного хозяйства была сформирована комиссия по рационализации рекламы.

Одним из основных реанимированных рекламных средств стала реклама в прессе. В ноябре 1921 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале приема объявления. Спустя два года свыше 2/3 доходов от ее издания составляли поступления от рекламы.

В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создан государственная контора объявления, призванная обеспечивать координацию всей рекламы промышленных товаров для сельских жителей. Приблизительно в это же время были созданы и другие рекламные конторы.

В 1935 году Наркоматом внутренней торговли СССР было издано постановление «Об и методов рекламы для расширения товарооборотов». Тогда же была создана специальная контора «Торг-реклама», предназначенная для рекламного обслуживания, производства и сбыта рекламного инвентаря. Несколько ее филиалов было открыто в регионах. Тем не менее, реклама была малоэффективна, многие руководители не воспринимали ее всерьез, руководствуясь планами сверху.

Уже в 1960-х гг., одновременно с ростом экономического потенциала страны и индивидуального потребления ее граждан были сформированы специализированные рекламные организации. Однако сама реклама по-прежнему обладала недостатками. Основными из них считались:

  • отсутствие свежих идей;
  • слабая выразительность;
  • недостаточный лаконизм.

Все эти проблемы поставили перед советской рекламой новый вызов. Кардинальные сдвиги произошли лишь во времена «перестройки». Именно тогда главными средствами рекламы стали пресса и телевидение, свободные от диктата и цензуры власти.

По большому счету, реклама на внутреннем рынке оказалась реально востребованной лишь в 80-х гг. ХХ века, когда количество товарной продукции широкого потребления, выпускаемой предприятиями в рамках государственных планов, оказалось в разы больше, нежели диктовал потребительский спрос, то есть когда произошло затоваривание торговли.

Особенности и черты рекламы в советский период

В эпоху существования Советского Союза рекламная деятельность была в значительной мере разделена на два потока:

  • внутренняя цензура;
  • внешний пиар.

Отталкиваясь от этих потоков, историки выделяют три функции, приписываемых рекламной деятельности в советской России. Прежде чем перейти к ним, рассмотрим потоки более подробно.

Первый поток имел весьма ограниченный характер, он был весьма примитивным и бесцветным, но в то же время осознанным как необходимость. Второй поток был направлен на внешний рынок, его сопровождали пропагандистские сентенции и поддержка лидеров партии. В наибольшей степени он сопоставим с пиаром.

Советская власть, вполне ясно отдавая себе отчет в том, что реклама выступает мощным инструментом идеологического воздействия, стремилась уберечь население страны от ее «тлетворного влияния». Весь поток рекламно-информационных материалов, демонстрирующих недоступные советским гражданам западные продукты, а также сюжеты, свидетельствовавшие о преимуществах другого образа жизни, были максимально ограничены. Возможность вести рекламную деятельности была предоставлена лишь специально уполномоченным на то государством организациям. Таким образом, в рекламе царила довольно жесткая цензура.

Помимо этого, советская реклама была призвана выполнять пропагандистские функции, особенно на международном уровне. Для этого реклама продвигала «торжество идей марксизма-ленинизма», которые находили свое воплощение в достижениях советской промышленности, техники, науки, культуры и социальной сферы. В то же время, реклама в советский период была призвана информировать потенциальных покупателей о том, что им предлагает советский рынок.

Таким образом, в период господства советской власти реклама имела тройственную природу и была призвана выполнять три функции:

  • цензура и защита от западного влияния;
  • пропаганда советской власти;
  • информирование о товарах и услугах на рынке.

Последняя функция свое развитие получила лишь во второй половине ХХ века и впоследствии была взята за основу развития рекламы в современной России.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 25.09.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot